Прекратить применение упрощенки фирма может добровольно или принудительно (п. 3, 4 и 6 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
При переходе с упрощенки на общую систему налогообложения необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. Порядок ее определения зависит от того, каким методом фирма будет рассчитывать налог на прибыль:
- кассовым методом (как вновь созданная фирма);
- методом начисления.
Для фирм, которые после перехода на общую систему налогообложения будут применять кассовый метод расчета налога на прибыль, особого порядка формирования доходов и расходов не разработано. Поэтому для них при смене режима налогообложения принципиально ничего не изменится.
Особые правила формирования налоговой базы переходного периода установлены только для фирм, которые будут определять доходы и расходы методом начисления. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.
В состав «переходных» доходов такие фирмы должны включить сумму дебиторской задолженности покупателей, сложившейся за время применения упрощенки. Объясняется это тем, что при упрощенке действует кассовый метод признания доходов. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в счет которой она получена (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, в период, когда фирма применяла упрощенку, стоимость отгруженных, но не оплаченных покупателями товаров (работ, услуг, имущественных прав) при налогообложении она не учитывала. При методе начисления действует другой порядок. Выручка включается в состав доходов по мере отгрузки (п. 1 ст. 271 НК РФ). В связи с этим после перехода с упрощенки на метод начисления стоимость отгруженных, но неоплаченных товаров следует отразить в составе доходов. Независимо от того, когда дебиторская задолженность будет фактически погашена, увеличить доходы нужно в том месяце, в котором фирма перешла на общую систему налогообложения. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 и абзацем 4 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.
Незакрытые авансы, полученные до перехода на общую систему налогообложения, на налоговую базу переходного периода не влияют. В доходы, учитываемые по налогу на прибыль, входят суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода (подп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Так как деньги за товары (работы, услуги, имущественные права) поступили до смены налогового режима, то к началу применения общей системы налогообложения никакой задолженности покупатели перед фирмой не имеют.
Кроме того, все авансы, полученные до перехода на общую систему налогообложения, должны быть включены в налоговую базу по единому налогу при упрощенке. Даже если товары (работы, услуги) в счет этих авансов будут отгружены после перехода на общую систему налогообложения. Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, которую обязаны соблюдать фирмы, применяющие упрощенку (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 12 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/197, от 25 января 2006 г. № 03-11-04/2/15, МНС России от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/657, УМНС России по г. Москве от 16 января 2004 г. № 21-08/02825 и подтверждена решением ВАС РФ от 20 января 2005 г. № 4294/05. Авансы, однажды учтенные при расчете единого налога, повторно включать в состав доходов после перехода на общую систему налогообложения не нужно.
В состав «переходных» расходов фирма, применявшая упрощенку, должна включить суммы непогашенной кредиторской задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками и т. д. Например, если товары были получены до перехода на общую систему налогообложения, а оплачены после него, их стоимость нужно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Объясняется это тем, что при упрощенке действует кассовый метод признания расходов. При нем расходы формируются по мере их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому неоплаченные расходы налоговую базу по единому налогу не уменьшают. При методе начисления расходы учитываются на дату их осуществления (п. 1 ст. 272 НК РФ). Дата оплаты на дату признания расходов не влияет. В связи с этим после перехода с упрощенки на метод начисления стоимость полученных, но неоплаченных товаров нужно включить в состав расходов. Независимо от того, когда кредиторская задолженность будет фактически погашена, увеличить расходы нужно в том месяце, в котором фирма перешла на общую систему налогообложения. Такой порядок предусмотрен подпунктом 2 и абзацем 4 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.
Если фирма, перешедшая на упрощенку с других режимов налогообложения, через какое-то время переходит на общую систему, она должна соблюдать особый порядок определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных (созданных) до перехода на упрощенку.
Остаточную стоимость амортизируемого имущества, которая должна быть отражена в налоговом учете на дату возврата к общей системе налогообложения, определите по формуле:
Остаточная стоимость амортизируемого имущества при переходе на общую систему налогообложения после отказа от упрощенки (потери права на применение упрощенки) = Остаточная стоимость амортизируемого имущества при переходе на упрощенку — Расходы, определенные в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, и списанные в налоговую базу в период применения упрощенки
Данный расчет применяйте в независимости от того, когда были приобретены основные средства и нематериальные активы (в период применения упрощенки или до него).
Такие правила установлены в пункте 3 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.
Нужно ли восстанавливать бухучет при переходе с упрощенки на общую систему налогообложения?
Можно ли принять к вычету НДС по товарам, приобретенным в период применения упрощенки?
Пример определения остаточной стоимости основного средства, приобретенного до перехода на упрощенку
Пример определения остаточной стоимости основного средства, приобретенного до перехода на упрощенку
Наши услуги позволяют не задумываться о лишних проблемах и заниматься исключительно вашим бизнесом. Подписывая договор на наши услуги, вы получаете точное и своевременное заполнение всех бухгалтерских документов и налоговых деклараций. Наш опыт и абсолютно чистая деловая репутация подтверждается рекомендациями постоянных клиентов. Бухгалтерское сопровождение фирмы, которое оказывает наш сторонний бухгалтер поможет не только в эффективном и оперативном составление отчетности, но и упорядочит все отчётные процедуры и бухгалтерский учет в компании. vip-uchet.ru