Переход на УСН с общей системы налогообложения (ОСНО)

Если фирма удовлетворяет всем критериям, которые предъявляются к будущим субъектам упрощенки, она может перейти на данный специальный налоговый режим.

Для этого в налоговую инспекцию, где зарегистрирована фирма, подайте заявление по форме № 26.2-1 или в произвольной форме (письмо Минфина России от 3 ноября 2005 г. № 03-11-05/96). Форма № 26.2-1 утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Подать заявление нужно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого фирма предполагает применять упрощенку. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

При переходе на упрощенку с общей системы налогообложения необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. Порядок ее определения зависит от того, как фирма рассчитывала налог на прибыль:

  • методом начисления;
  • кассовым методом.

Особые правила формирования налоговой базы переходного периода установлены только для фирм, которые определяли доходы и расходы методом начисления. Это следует из положений пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

В состав «переходных» доходов такие фирмы должны включить незакрытые авансы, полученные в периоде применения общей системы налогообложения. Это объясняется тем, что при методе начисления доходы нужно отражать на дату реализации товаров (работ, услуг). Дата оплаты на величину доходов не влияет (п. 3 ст. 271 НК РФ). При упрощенке действует кассовый метод. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг), в счет которой она получена. Такие правила предусмотрены пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Авансы, полученные в счет предстоящих поставок в периоде применения общей системы налогообложения (без НДС), включите в базу по единому налогу по состоянию на 1 января года, в котором фирма начинает применять упрощенку (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).

В дальнейшем авансы, полученные до перехода на упрощенку, нужно учитывать при определении предельного объема выручки, которым ограничено применение спецрежима. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.13 и подпункта 1 пункта 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 11 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/23 и от 1 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/1/66. Ее поддерживают и арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 апреля 2005 г. № Ф03-А73/05-2/485).

В 2008 году предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенку, составляет 26 800 000 руб. (20 000 000 руб. ? 1,34) (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357). Аналогичная точка зрения ранее высказывалась в письмах Минфина России от 31 июля 2007 г. № 03-11-04/2/192, от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272, ФНС России от 15 декабря 2006 г. № ШС-6-02/1206.

При переходе с общей системы налогообложения на УСН фирма может принять к вычету НДС, начисленный и уплаченный в бюджет с поступивших авансов. Сделать это можно в последнем квартале перед переходом на упрощенку. Основанием для вычета являются документы (платежные поручения), подтверждающие возврат налога покупателям. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Дебиторская задолженность покупателей, сложившаяся за время применения общей системы налогообложения, налоговую базу переходного периода не увеличивает. При методе начисления выручка включается в состав доходов по мере отгрузки (п. 1 ст. 271 НК РФ). Следовательно, однажды она уже была учтена при налогообложении. Суммы, поступающие в счет погашения дебиторской задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в налоговую базу не нужно. Это следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

В состав «переходных» расходов фирмы, применявшие метод начисления, должны включить:

  • незакрытые авансы, выданные в периоде применения общей системы налогообложения;
  • непризнанные расходы, оплаченные в периоде применения общей системы налогообложения.

Это объясняется тем, что при методе начисления расходы учитываются на дату их осуществления (п. 1 ст. 272 НК РФ). Дата оплаты на дату признания расходов не влияет. При упрощенке действует кассовый метод (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При нем расходы формируются по мере их оплаты. Причем для признания некоторых видов затрат установлены дополнительные условия.

Авансы, выданные в периоде применения общей системы налогообложения в счет предстоящих поставок (без НДС), включайте в базу по единому налогу на дату поступления товаров (работ, услуг) с учетом ограничений, связанных со списанием сырья и материалов, покупных товаров и основных средств. Оплаченные, но не признанные расходы включайте в состав затрат по мере выполнения условий, при которых они уменьшают налоговую базу по единому налогу. Такие правила предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Кредиторская задолженность по расходам, которые были учтены при расчете налога на прибыль, налоговую базу по единому налогу не уменьшает. Суммы, выплаченные в погашение этой задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в расходы нельзя. Например, если до перехода на упрощенку неоплаченные материалы были списаны в производство, то учитывать их при расчете единого налога после оплаты не нужно. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Для фирм, которые применяли кассовый метод, специального порядка формирования доходов и расходов при переходе на упрощенку не разработано. Это обусловлено тем, что такие фирмы и раньше признавали свои доходы и расходы по мере оплаты (п. 2, 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому для них при переходе на упрощенку принципиально ничего не изменится. Единственное, на что следует обратить внимание — это порядок определения остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного до перехода на спецрежим.

Если такое имущество фирма оплатила и ввела в эксплуатацию до перехода на упрощенку, то его остаточную стоимость определите так. Из цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) вычтите сумму амортизации, начисленной за период применения общей системы налогообложения. При этом используйте данные налогового учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Если до перехода на упрощенку основные средства или нематериальные активы были приобретены (сооружены, изготовлены, созданы), но не оплачены, то их остаточную стоимость отразите в учете позже: начиная с отчетного периода, в котором произошла оплата. Остаточную стоимость определите как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммой амортизации, начисленной за период применения общей системы налогообложения. У фирм, которые рассчитывали налог на прибыль кассовым методом, остаточная стоимость такого имущества будет равна первоначальной. Объясняется это тем, что при кассовом методе амортизируется только полностью оплаченное имущество. Это следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Подробнее о списании расходов по амортизируемому имуществу, принятому на баланс до перехода на упрощенку, см. Как списать расходы, если основное средство (нематериальный актив) было приобретено (создано) до перехода на упрощенку.

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов для проверки права на применение упрощенки, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какое имущество фирмы признается амортизируемым по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость такого имущества по правилам бухучета.

Остаточную стоимость рассчитайте на 1-е число месяца, в котором фирма планирует подать заявление о переходе на спецрежим (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

При переходе на упрощенку с общей системы налогообложения фирма обязана восстанавливать суммы «входного» НДС, принятого к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ). НДС нужно восстановить по всем приобретенным активам, которые до перехода на спецрежим не были использованы в операциях, облагаемых этим налогом. «Входной» налог по непроданным товарам, неиспользованным материалам, недоамортизированным основным средствам и нематериальным активам, числящимся на балансе на 1-е число месяца, в котором фирма перешла на упрощенку, восстановите в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу (абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По непроданным товарам и неиспользованным материалам НДС восстановите в полной сумме. По основным средствам и нематериальным активам — в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости. Об этом сказано в абзаце 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Особый порядок восстановления НДС по объектам недвижимости, предусмотренный абзацем 5 пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ, распространяется только на плательщиков НДС. Поэтому после перехода на упрощенку руководствоваться этим порядком нельзя (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

При расчете налога на прибыль сумму восстановленного НДС включите в состав прочих расходов. Это следует из положений абзаца 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 и подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 3 мая 2006 г. № 03-11-04/3/230.

Можно ли перейти на упрощенку с общей системы налогообложения, если у фирмы есть обособленное подразделение?

Пример учета авансов, полученных фирмой до перехода на упрощенку с общей системы налогообложения

Пример учета сумм, поступающих в погашение дебиторской задолженности, которая сложилась в периоде применения общей системы налогообложения

Можно ли учесть расходы на аренду при расчете единого налога при упрощенке?

Всегда ли фирма, переходящая на упрощенку с общей системы налогообложения, обязана восстанавливать входной НДС?

Пример восстановления «входного» НДС по основным средствам

Может ли фирма подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС по экспортной операции, если товар был отгружен, когда она находилась на общей системе налогообложения, а документы, подтверждающие факт экспорта, были собраны после перехода на упрощенку?

Переход на УСН с общей системы налогообложения (ОСНО): Один комментарий

  1. ООО. Сотрудник только один и он же генеральный директор.

    Деятельность не велась, операции на расчетном счете проводились только в I квартале.

    Отчеты сдавались нулевые.

    Получается мне надо будет только написать заявление в своей налоговой инспекции?

    Марина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *