Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН

Первая часть обширного материала про ограничение по структуре уставного капитала при применении «упрощенки».

Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации, предполагающей переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25 процентов. Об этом говорится в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Можно сделать вывод, что, если, например, после подачи заявления о переходе на «упрощенку» организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и «правило 25 процентов» не будет выполняться, она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

ГУПы и МУПы также могут применять упрощенную систему налогообложения при выполнении ими всех остальных условий, предусмотренных статьей 346.12 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2003 г. № 04-02-05/7/1).

Пример

Государственное унитарное предприятие (ГУП) просит дать разъяснения о возможности применения ГУП упрощенной системы налогообложения в случае, если единственным его учредителем (со стопроцентным участием в уставном капитале) является Комитет по управлению государственным имуществом области.

В письме Минфина России от 29 августа 2003 г. № 04-02-05/7/1 содержится ответ на этот вопрос.

Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ установлены ограничения применения упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля непосредственного участия других организаций ‘составляет более 25 процентов.

Учитывая, что в целях налогообложения организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные организации (ст. 11 Налогового кодекса РФ), полагаем, что подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ устанавливает ограничение на участие организаций, а не Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.

Например, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов. В данном случае напрямую разделено долевое участие в уставном капитале малого предприятия организаций и Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ и статье 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Учитывая изложенное, по мнению чиновников, нет оснований для установления ограничений на право перехода на упрощенную систему налогообложения государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствии с положением, предусмотренным подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Продолжение

Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Часть 2

Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Часть 3

Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Часть 4

Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Окончание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *