Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Часть 2

Вторая часть статьи про ограничение по структуре капитала на применение УСН. Первая часть.

Минфин России сделал совершенно логичный вывод. Действительно, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ говорит об участии в капитале налогоплательщиков только организаций, но не государства или муниципального образования, которые юридическими лицами не являются. Следовательно, даже если доля участия государства или муниципального образования в предприятии превышает 25 процентов, оно все равно может перейти на «упрощенку». По мнению Минфина России, это положение распространяется на все организации, которые имеют долю государственного или муниципального участия, превышающую 25 процентов уставного капитала.

Надо сказать, что с чиновникам согласны и суды. Скажем, ВАС РФ в решении от 19 ноября 2003 г. № 12358/03. Судьи пришли к выводу, что имущество, закрепленное за государственным или муниципальным унитарным предприятием, принадлежит именно государству или-муниципальному образованию, а не тому органу, который управляет собственностью от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета. А из статьи 124 Гражданского кодекса РФ следует, что хотя Россия, ее субъекты и пользуются правами юридических лиц, сами они такими лицами не являются. Поэтому к унитарным предприятиям вообще нельзя применить понятие «доля непосредственного участия». Следовательно, ограничение по подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ на них не распространяется.

С 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ в главу 26.2 Налогового кодекса РФ были внесены значительные изменения. Правда, поправки никак не коснулись унитарных предприятий. Законодатели лишь закрепили право на «упрощенку» за некоммерческими организациями, одновременно запретив применять ее бюджетникам. А, как известно, унитарные предприятия коммерческие. На это указано в статье 113 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, ГУПы МУПы и уже в этом году вправе применять упрощенную систему.

Другой важный вопрос касается реорганизации унитарных предприятий. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 15 августа 2005 г. № 03-11-04/2/47, при реорганизации муниципального унитарного предприятия путем преобразования в открытое акционерное общество данное предприятие теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. Можно ли применять общепринятую систему налогообложения с даты регистрации открытого акционерного общества, созданного путем преобразования?

В письме Мифина России от 23 января 2006 г. № 03-11-04/2/12 сказано следующее.

Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
В этой связи акционерное общество с долей участия муниципального образования 100 процентов, возникшее в ходе преобразования унитарного предприятия, не вправе применять вышеназванный специальный налоговый режим.

При этом отмечаем, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).

Продолжение

Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Часть 3

Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Часть 4

Ограничение по структуре уставного капитала для перехода на УСН. Окончание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *