Компания на «упрощенке» всегда может избежать рисковых ситуаций

План семинара:

1. Право на вычет НДС может быть потеряно, если вовремя не вернуть предоплаты.
2. Как правильно выставить счет-фактуру по требованию контрагента, если компания на «упрощенке»
3. Расходы на услуги сторонних организаций предоставляют много дополнительных возможностей.
4. Расчеты с помощью векселя снижают риски компании на «упрощенке».
5. Как убытки применить с выгодой.
6. Компания с филиалами тоже может применять «упрощенку».


Даже на «упрощенке» возникают риски, связанные с НДС.

Несмотря на то что компании на упрощенном режиме налогообложения не платят налог на добавленную стоимость, у них все равно могут возникнуть риски, связанные с этим налогом.

Например, в том случае, когда компания переходит с общего режима налогообложения на упрощенный. Тогда ей придется восстановить НДС. Порядок восстановления прописан в главе 21 Налогового кодекса. По пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса при переходе компании на специальный налоговый режим суммы НДС, принятые к вычету по товарам, работам, услугам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам восстанавливаются в налоговом периоде, предшествующем переходу.

Как правило, под восстановление попадают основные средства по остаточной стоимости и материальные ценности. Например, торговые компании зачастую восстанавливают НДС по остаткам товаров, производственные – по остаткам материалов.

Налог восстанавливается на 31 декабря того года, в котором применялась общая система. НДС начисляется на остаточную стоимость по обычной ставке 18 процентов. В бухгалтерском учете делается проводка: ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 – восстановили на остаточную стоимость. Это восстановленная сумма НДС попадет в последнюю налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

– А если основное средство было куплено без НДС? Мы все равно восстанавливаем налог?

– Нет. Мы восстанавливаем только тот НДС, который мы раньше приняли к вычету. Поэтому в этом случае ничего восстанавливать не нужно. Правда, необходимо внимательно просмотреть все документы, которые подтвердят, что основное средство было куплено без налога.

ОПАСНО

Если компания при переходе с общего режима на «упрощенку» не восстановит НДС в четвертом квартале, то в следующем году, когда она уже будет на спецрежиме, возникнут сложности. Обнаружив основное средство, компании придется сдавать уточненную декларацию по НДС за четвертый квартал. Таковы требования статьи 54 Налогового кодекса РФ. А это означает, что ей придется заплатить штрафы за искажение налоговой базы.

АВАНСЫ

Также компании при переходе нужно обратить внимание на авансы, полученные от контрагентов. До конца года ей предстоит вернуть либо аванс целиком, либо сумму НДС партнерам. Тогда компания сможет в последней декларации по налогу за четвертый квартал заявить эту сумму к вычету. К сожалению, если компания этого не сделает, то НДС уже не вернуть, он останется в бюджете. Проблема в том, что в прошлом году компания НДС не перечисляла, в декларации его не заявляла и уточнять ей нечего. А в следующем году, когда компания находится уже на упрощенном режиме, у нее не примут декларацию по НДС. Ведь она уже не является плательщиком налога.

СЧЕТ-ФАКТУРА

Очень часто у компаний на «упрощенке» контрагенты требуют счета-фактуры при оплате их товаров и услуг с выделенной суммой НДС. В этом случае возникают сразу два вопроса: может ли контрагент воспользоваться по такому счету-фактуре вычетом и что компании на спецрежиме делать с НДС.

Если компания, применяющая «упрощенку», получила вознаграждение с НДС, то ей нужно выставить счет-фактуру с налогом. Затем перечислить налог в бюджет. А свою сумму дохода для налогообложения определить без суммы НДС.

Но такая компания вправе и не перечислять налог, а сохранить его себе. Ведь она не является плательщиком НДС. И уже в этом случае единый налог будет рассчитываться с общей суммы дохода, включая НДС.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

– Скажите, а если компания перечислит НДС в бюджет, ей нужно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по этому налогу?

– Однозначного ответа нет. Вопрос спорный. С одной стороны, компания на «упрощенке» не является плательщиком НДС, поэтому не обязана подавать декларацию. А значит, и наказать ее за несдачу нельзя. Но на практике налоговики часто предъявляют претензии по этому поводу. Поэтому чтобы избежать споров, можно перечислить налог и в одностороннем порядке сдать декларацию. Причем таким образом компания еще и подстрахует налоговый вычет своего контрагента. Ведь при встречной проверке налоговиков будет интересовать именно тот факт, перечислила ли компания на «упрощенке» НДС в бюджет. Этот вопрос рассматривался и в арбитражных судах. В тех спорах, которые были выиграны компаниями, суды привели такие аргументы. Они сказали, что есть три основания, которые позволяют контрагенту принять НДС к вычету по счету-фактуре от компании на спецрежиме: товары приняты к учету, счет-фактура оформлен верно, есть намерение использовать приобретенные товары или услуги в деятельности, облагаемой НДС.

Расходы два раза не учитываются.

Есть определенные риски, которые возникают у компаний на упрощенной системе налогообложения при учете расходов. В основном они касаются тех, кто платит налог с объекта «доходы минус расходы».

Прежде всего при учете расходов важно помнить принцип – «расходы два раза не учитываются». Например, при переходе с общего режима на упрощенный компаниям бывает сложно разобраться с учетом расходов, потому что на общем режиме они учитывались по методу начисления, а на «упрощенке» по кассовому методу.

И тут пригодится этот принцип. Если расход был признан в тот период, когда компания была на общем режиме, то на «упрощенке» его учесть уже нельзя. А может быть и обратная ситуация. В момент применения общего режима компания получила предоплату, а на «упрощенке» пришли все подтверждающие документы. Тогда расход признается.

Но прежде, чем учесть тот или иной расход, его необходимо проверить по статье 346.16 Налогового кодекса РФ. В ней содержится закрытый перечень расходов, которые можно учесть для целей налогообложения.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

В пункте 2 статьи 346.16 кодекса сказано, что материальные расходы учитываются в порядке, предусмотренном статьей 254. Это очень важно. Ведь в подпункте 6 пункта 1 этой статьи к материальным расходам отнесены затраты на услуги сторонних организаций, связанных с производственным процессом. То есть в рамках своей деятельности мы можем оплачивать любые расходы.

Самый простой пример. Например, аудиторская компания дает консультации. Она может заключить договор с другой компанией-консалтером на консультационные услуги для того, чтобы она могла дать квалифицированный ответ своему клиенту. Получается, что консультация консалтеров связана с производственной деятельностью аудиторской компании. Значит, можно признать оплату их услуг в расходах.

В строительной деятельности таким образом можно обосновать весь субподряд, в производстве – услуги переработчиков.

НДС

Иногда у компаний возникают сложности с учетом сумм НДС в расходах. Налоговики утверждают, что их можно учесть только в том случае, если есть счет-фактура. Но это противоречит статье 169 Налогового кодекса, в которой сказано, что счет-фактура служит основанием для вычета, а не подтверждением суммы налога.

Не все, что пришло на счет, доход.

При учете доходов важно помнить, что вовсе не все те деньги, которые поступили на расчетный счет или в кассу компании, учитываются в доходах для налогообложения. В статье 251 НК РФ перечислены те, с которых налог уплачивать не нужно. Так, например, в доходах не учитываются кредиты и займы.

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ

Риски могут возникнуть с учетом доходов в том случае, если компания на «упрощенке» проводит сделки в интересах третьего лица. Например, оказывает транспортные услуги или арендатор перечисляет коммунальные платежи. В статье 251 Налогового кодекса сказано, что учитываются только те доходы, которые поступают в адрес посредника и предназначены для возмещения понесенных расходов. А это значит, что в любом посредническом договоре нужно обязательно прописать, что компания является посредником, или агентом, или комиссионером. Иначе налоговая инспекция может потребовать уплатить единый налог не с комиссионного вознаграждения, а с полной суммы, поступившей на счет.

В первом квартале применения упрощенного режима налогообложения нужно провести инвентаризацию авансов и предоплат, полученных на общем режиме. Дело в том, что доходы при «упрощенке» учитываются по кассовому методу. Поэтому все предоплаты, даже те, по которым еще не было отгрузки, нужно учесть в доходах за первый квартал. То есть необходимо проинвентаризировать счет 62 и отразить все авансы в Книге доходов и расходов в графе «Доходы».

ВЕКСЕЛЬ

Но в качестве предоплаты компания может получить вексель – как собственный вексель контрагента, так и вексель третьего лица. В этом случае доход возникает только тогда, когда компания получит реальную оплату по векселю. Или тогда, когда она сама передаст этот вексель в оплату третьим лицам. Поэтому расчеты векселем могут быть удобны в тех случаях, например, когда компания рискует превысить лимит доходов. Или хочет минимизировать сумму единого налога в определенном периоде.

Как без риска уменьшить единый налог.

Компании на спецрежиме, которые платят налог с доходов, могут уменьшить свой единый налог на сумму уплаченных страховых взносов и выплат по больничным листам. Правда, независимо от суммы взносов размер единого налога в целом может быть уменьшен не более чем на 50 процентов. А компании с объектом «доходы минус расходы» могут учесть эти выплаты в расходах для целей налогообложения.

ВЗНОСЫ

И тут есть два важных момента. Во-первых, уменьшать налог можно только на сумму уплаченных, а не начисленных платежей. И во-вторых, в уменьшение принимаются только те суммы взносов, которые были уплачены в текущем периоде. Это значит, что если компания в этом году проплачивает взносы, начисленные за прошлый год, то уменьшить на эту сумму единый налог уже нельзя.

Выгоднее заплатить фактический налог, который чуть больше минимального.

В конце года компания на упрощенной системе налогообложения, которая платит налог с объекта «доходы минус расходы», сравнивает размер своего фактического единого налога с минимальным. Минимальный составляет 1 процент от доходов компании. (Пункт 6 статьи 34618 Налогового кодекса РФ)

Если размер минимального налога окажется больше фактического, то компания перечисляет в бюджет 1 процент от доходов.

ПРОВЕРКИ

Правда, компаниям выгоднее платить фактический налог, чем минимальный. Таким образом они могут избежать налоговых проверок. Дело в том, что налоговые инспекции практически не проверяют те компании, которые платят 6 процентов с доходов или фактическую сумму налога при объекте «доходы минус расходы». А вот те, кто перечисляет минимальный налог, могут попасть под проверку. Поэтому многие компании просто уплачивают фактический налог – 1,01 процента от размера своих доходов.

Это важно еще и потому, что фактический налог и авансовые платежи перечисляются на один КБК, а минимальный налог – на другой. Но в конце года у компании может возникнуть переплата авансовых платежей в том случае, если выяснится, что она все-таки выходит на минимальный налог.

ПЕРЕЗАЧЕТ

В этом случае есть два варианта. Первый – компания может перечислить минимальный налог в полной сумме на соответствующий КБК. А сумму авансовых платежей перезачесть в следующем году. При этом никаких писем с просьбой о зачете в налоговую инспекцию писать не нужно.

Второй вариант таков. За четвертый квартал можно доплатить разницу между суммой минимального налога и уплаченными авансами по КБК для минимального налога. А затем написать в ИФНС письмо с просьбой провести перезачет уплаты авансовых платежей в счет минимального налога. В этом письме необходима ссылка на статью 78 Налогового кодекса РФ.

Из убытков можно извлечь выгоду.

У компаний на «упрощенке» может возникнуть убыток. Его можно в следующем году принять в уменьшение налоговой базы. То есть разницу между доходами и расходами до налогообложения еще можно будет уменьшить на сумму убытка. Но хитрость в том, что компании могут применять убытки в течение 10 лет. А это значит, что с убытком можно поступить мудро. Можно принимать в уменьшение не целиком всю сумму убытка, а ровно столько, сколько нужно для того, чтобы выйти на размер минимального налога. В результате компания сохранит часть убытка и перенесет его на следующий год.

Компания с филиалами тоже может применять «упрощенку».

Статья 346.12 НК РФ не позволяет компаниям, у которых созданы филиалы и представительства, применять «упрощенку». Но это ограничение действует только в том случае, если в ЕГРЮЛ и учредительные документы компании внесены изменения. Если они не вносились, то в головном офисе компания будет платить единый налог. А в ИФНС по месту учета филиала подаст свое уведомление о применении упрощенной системы налогообложения. Остальные налоги филиал будет платить как обычно.

Статья напечатана в журнале «Семинар для бухгалтера» № 5, 2010

www.klerk.ru

Поделиться
Опубликовано 4 мая 2010

Подписаться на комментарии Подписаться на будущие комментарии через RSS 2.0

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)