Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве нет.
По мнению Минфина России, не дожидаясь окончания года, перейти на упрощенку можно только в том случае, если фирма перестает быть плательщиком ЕНВД из-за изменения местного законодательства. Если фирма перестала соответствовать критериям плательщика ЕНВД, установленным непосредственно в Налоговом кодексе РФ, то до конца года ей придется применять общую систему налогообложения. Перейти на упрощенку такой фирме удастся лишь со следующего года на общих основаниях. Об этом сказано в письмах Минфина России от 10 мая 2006 г. № 03-11-04/2/100 и от 3 октября 2006 г. № 03-11-04/3/426.
Однако такая точка зрения не бесспорна. Налоговый кодекс РФ не связывает право перехода на упрощенку с тем, по каким причинам фирма перестала быть плательщиком ЕНВД (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Кроме того, в местных нормативных актах любые ограничения по количественным показателям (площадь торгового зала, количество автомобилей и т. д.) должны соответствовать нормам Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому фирма, перестав удовлетворять критериям плательщика ЕНВД, установленным в главе 26.3 Налогового кодекса РФ, автоматически перестает соответствовать и нормам местного законодательства. В таких условиях разделять основания для прекращения уплаты ЕНВД в зависимости от того, каким нормативным актом установлены те или иные ограничения, неправомерно. Это означает, что фирма вправе сменить один спецрежим на другой, не дожидаясь начала следующего года.
Не исключено, что подобная трактовка законодательства не найдет понимания у налоговой инспекции. Поэтому фирме нужно быть готовой отстаивать свою позицию в суде. Арбитражная практика по этому вопросу пока не сложилась.