На вопросы турфирм, связанные с применением упрощенной системы налогообложения, отвечает Игорь Михайлович Андреев, государственный советник налоговой службы РФ II ранга.
— Турфирма применяет упрощенную систему налогообложения с объектом – доходы за минусом расходов. Фирма приобрела в рассрочку оборудование для офиса, которое уже начала использовать. Как правильно относить на расходы стоимость этого оборудования – когда фирма окончательно расплатится за него или каждый раз по мере совершения платежей?
— Такие расходы можно учитывать в целях налогообложения по мере оплаты оборудования. Объясним подробнее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика, применяющего «упрощенку», признаются затраты после их фактической оплаты. При этом оплатой товаров (работ, услуг) или имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика-покупателя перед продавцом. Таким образом, расходы на приобретение товаров (работ, услуг) подлежат учету при исчислении единого налога после их оплаты. Если оплата производится частями, то и расходы будут признаваться в целях налогообложения после фактической оплаты.
— Турфирма ошибочно отнесла к основным средствам предмет стоимостью меньше 10 000 руб. как «приобретение основных средств». Что теперь делать?
— В данном случае турфирме необходимо внести изменения в налоговый учет.
В книге учета доходов и расходов в соответствующем отчетном (налоговом) периоде нужно сторнировать учтенную сумму расходов на приобретение основного средства, и если данные основные средства введены в эксплуатацию, то внести запись о сумме расходов по приобретению имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
При необходимости турфирме нужно представить в налоговый орган корректирующую налоговую декларацию по налогу, уплаченному в связи с применением «упрощенки» за соответствующий отчетный (налоговый) период.
— В марте 2006 года турфирма (на тот момент уже применяла «упрощенку») перерегистрировалась с ЗАО в ООО. Теперь налоговики требуют, чтобы фирма подала новое заявление о применении «упрощенки». Правомерно ли такое требование налоговиков?
— Данное требование правомерно, поскольку изменение организационно-правовой формы компании связано с реорганизацией и, следовательно, с созданием нового юридического лица.
На данное юридическое лицо не распространяется право на применение упрощенной системы налогообложения, которое имелось у ранее действовавшего юридического лица. Поэтому «новой» турфирме нужно подать заявление в налоговую инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения.
— Можно ли списать в расходы при «упрощенке» установку телефонов в офисе и изготовление полиграфической продукции (листовок с рекламой)? Если можно, то какие документы требуются для списания этих затрат в расходы?
— Да, стоимость установки телефонов в офисе турфирмы, а также изготовление рекламных листовок можно списать в расходы при «упрощенке».
Ведь налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», при исчислении налоговой базы вправе учесть расходы, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Правда, при условии, что они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
К таким расходам, в частности, относятся расходы на оплату услуг связи (в том числе телефонной) – подпункт 18 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, а также расходы на рекламу производимых (приобретенных) или реализуемых товаров (работ, услуг) – подпункт 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Причем, что касается рекламных расходов, то стоимость изготовленных рекламных листовок можно учесть в составе расходов применительно к порядку, установленному пунктом 4 статьи 264 НК РФ.
Документами, подтверждающими данные расходы, могут быть договоры на оказание услуг связи, договоры на изготовление рекламной продукции, копии платежных документов, счета, накладные и т. п.
Учет в туризме №2, 2006