С 1 января 2006 года организации, переставшие быть плательщиками ЕНВД, вправе сразу же перейти на упрощенную систему налогообложения. Все бы хорошо. Но данное новшество предполагает, что уплата ЕНВД прекращена, потому что фирма перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к плательщикам «вмененного» налога региональным законодательством. А можно ли перейти на «упрощенку» в середине года, если ЕНВД перестали уплачивать из-за превышения ограничений, установленных Налоговым кодексом РФ, скажем, по площади или количеству автомобилей? С таким вопросом мы обратились в Минфин России.
Позиция Минфина России
Ответ, данный на запрос «Главбуха» Минфином России в письме от 10 мая 2006 г. № 03-11-04/ 2/100, оказался неутешительным. По мнению чиновников, перейти с уплаты ЕНВД на упрощенную систему, не дожидаясь конца года, можно лишь в том случае, если обязанность платить ЕНВД была снята с фирмы законом субъекта РФ. Правда, Минфин России учел, что с 2006 года правила уплаты ЕНВД регулируют уже не регионы, а местные органы власти. Поэтому чиновники позволили безотлагательно переходить на «упрощенку» и тем компаниям, которые перестали платить ЕНВД по решению муниципальных и городских властей.
А вот если фирма перестала соответствовать критериям плательщика ЕНВД, установленным непосредственно в Налоговом кодексе РФ, то до конца года ей придется платить обычные налоги (НДС и налог на прибыль). Перейти же на упрощенную систему такой компании удастся лишь со следующего года.
Рекомендации «Главбуха»
На первый взгляд с Минфином России не поспоришь. В действующей с 1 января 2006 года редакции пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ сказано, что фирмы, в соответствии с законодательством субъектов РФ до окончания года переставшие быть плательщиками ЕНВД, вправе перейти на упрощенную систему с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате «вмененного» налога. Но давайте разберемся.
Законы субъектов РФ, а теперь и нормативные акты местных властей обязывают компании, которые занимаются тем или иным бизнесом из списка, приведенного в статье 346.26 Налогового кодекса РФ, платить на своей территории ЕНВД. При этом в местных нормативных актах все ограничения по количеству автомобилей или по площади торгового зала позаимствованы из Налогового кодекса.
Таким образом, фирма, перестав удовлетворять критериям плательщика ЕНВД, установленным в главе 26.3 кодекса, автоматически перестает соответствовать и нормам местного законодательства. Соответственно, неправильно разделять прекращение уплаты ЕНВД на основании местных нормативных актов и на основании Налогового кодекса. Фирма перестает платить «вмененный» налог всегда по двум этим основаниям.
Возьмем для примера решение Реутовского городского Совета депутатов Московской области от 23 ноября 2005 г. № 59/2005-НА. В пункте 1 этого документа сказано, что «вмененный» налог в г. Реутове должны платить, в частности, фирмы, занимающиеся грузовыми и пассажирскими автоперевозками, если количество задействованных при этом машин не превышает 20 штук. Разумеется, это ограничение взято из статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.
Теперь предположим, что реутовская компания решила расширить свой бизнес и купила дополнительные автомобили. В результате общее количество машин превысило максимальный предел. Понятно, что ЕНВД данная фирма платить уже не может. А произошло это потому, что организация перестала одновременно удовлетворять критериям плательщика ЕНВД, установленным как в Налоговом кодексе, так и в решении Реутовского горсовета. Соответственно, никаких препятствий для перехода на «упрощенку» в середине года у реутовской компании нет. Так поступить ей позволяет пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Для такого перехода фирма должна подать в свою налоговую инспекцию соответствующее заявление. Его форма приведена в приложении № 1 к приказу МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Как мы уже сказали, в этом случае компания сможет перейти на упрощенную систему налогообложения с месяца, следующего за прекращением уплаты единого налога на вмененный доход. Естественно, для этого надо соответствовать тем критериям «упрощенщика», которые установлены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.
Отсюда вывод. Новые разъяснения Минфина России абсолютно не соответствуют закону. По какой бы причине предприятие не перестало платить ЕНВД, у него есть право перейти на упрощенную систему, не дожидаясь конца года. Ведь в любом случае прекращение уплаты «вмененного» налога обусловлено несоответствием региональному или местному нормативному акту, которые всегда должны базироваться на нормах главы 26.3 Налогового кодекса РФ.
Что же касается разъяснений, данных в письме от 10 мая 2006 г. № 03-11-04/ 2/100, то они лишь демонстрируют приверженность чиновников двойным стандартам в трактовке Налогового кодекса РФ. Авторы документа без всяких сомнений распространили норму статьи 346.13 Налогового кодекса РФ на местные нормативные акты. Что, в общем-то, вполне логично. Но при этом запретили применять эту норму компаниям, переставшим платить налог по причинам, прямо не указанным в таких нормативных актах. В итоге забота о пополнении бюджета вновь обернулась искажением налогового законодательства.
Что ж, остается надеяться, что судьи в данном случае окажутся более последовательны. А без судебного разбирательства в данном случае проблему, увы, не решить.
Главбух №11, 2006