Соблюдение Санитарных правил в торговле и УСН

За несоблюдение Санитарных норм и правил торговую организацию можно наказать административно и приостановить ее деятельность. Но что делать в этой ситуации «упрощенщикам» с их закрытым перечнем, в котором «санитарные» расходы ни прямо, ни косвенно не предусмотрены? Об этом – в статье.

Как регулируется выполнение Санитарных правил?

Для организаций торговли и индивидуальных предпринимателей на основании Федерального закона № 52-ФЗ (ст. 39) действуют «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 сентября 2001 года (далее – СП 2.3.6.1066-01). Правилами определены требования:
– к водоснабжению и канализации;
– к планировке, размещению и устройству помещений организаций торговли;
– к содержанию помещений и оборудования;
– прочие.

Именно в Санитарных нормах и правилах можно найти обоснование на необходимость проведения уборки мусора (отходов), дезинсекцию и прочие санитарно-гигиенические мероприятия.

Расходы на приобретение гигиенических моющих средств

Для содержания в чистоте помещений и оборудования торговая организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения, должна приобретать гигиенические моющие средства.

Затраты на приобретение таких средств уменьшают полученные доходы, поскольку такие расходы относятся к материальным, в частности, к расходам на хозяйственные нужды (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Указанные расходы учитываются в случае их признания обоснованными и документально подтвержденными и произведенными для осуществления торговой деятельности, направленной для получения дохода. Такая позиция подтверждается и Минфином России (письмо от 20 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/1/91).

Расходы на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Торговая организация, работающая на УСН, может учесть подобного рода расходы для целей налогообложения в полной сумме. Мнение чиновников Минфина России по этому вопросу приведено в письмах от 16 августа 2005 г. № 03-11-04/2/49, от 6 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/66, от 28 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/163 и от 20 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/1/91. Затраты на избавление от грызунов и тараканов вполне укладываются в понятие материальных расходов по контролю за соблюдением технологических процессов и техническому обслуживанию основных средств (зданий, помещений) в качестве услуг или работ производственного характера от сторонних организаций (подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Расходы на водоснабжение

В соответствии с разделом 3 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-1 обязательным требованием для стационарных организаций торговли является наличие стационарного водоснабжения. Расходы торговой организации на оплату водоснабжения подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по УСН, если вода расходуется на технологические цели. Данное мнение подтверждается письмом УФНС России по г. Москве от 16 сентября 2005 г. № 18-11/3/66014@.

Вывоз мусора

У любой торговой организации (будь то магазин или торговая палатка) возникают расходы на вывоз крупногабаритного мусора и твердых бытовых отходов.

Могут ли «упрощенщики» принять данные расходы? На сегодняшний день существуют разные мнения по этому вопросу. Давайте их проанализируем.

По мнению чиновников Минфина и ФНС

Существует ряд писем чиновников Минфина и ФНС, выражающих отрицательную точку зрения по данному вопросу (письма УФНС России по г. Москве от 16 сентября 2005 г. № 18-11/3/66014@, Минфина России от 16 августа 2005 г. № 03-11-04/2/49, Минфина России от 10 января 2006 г. № 03-11-04/2/1).

Финансисты указывают, что перечень расходов, на которые «упрощенщик» может уменьшить доходы, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), а значит, не подлежит расширительному толкованию. По их мнению, затраты на оплату работ по вывозу технических и бытовых отходов, выполняемых сторонними организациями, этим перечнем прямо не предусмотрены.

Кроме того, чиновники Минфина считают, что поскольку «упрощенщики» определяют состав материальных расходов по статье 254 Налогового кодекса и вывоз мусора этой статьей не прописан, то осуществлять данный расход придется за свой счет.

По мнению арбитражных судей

Многие арбитражные суды становятся на сторону налогоплательщика УСН (постановления: ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2005 г. по делу № А56-23975/04, ФАС Поволжского округа от 28 июня 2005 г. по делу № А55-18889/2004-6, ФАС Поволжского округа от 29 марта 2006 г. по делу А65-25615/05-СА2-9). По мнению судей, расходы на вывоз мусора, являясь затратами на транспортные услуги сторонних организаций, входят в состав материальных расходов, учитываемых в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

ФАС Уральского округа (постановление от 4 октября 2004 г. № Ф09-4049/04-АК) в свою очередь указал, что реализация товаров через магазин невозможна без уборки мусора. По мнению суда, эти затраты связаны с производственной деятельностью магазина, поэтому можно обоснованно уменьшить доходы на эти расходы.

Но некоторые арбитражные суды в данном споре поддерживают налоговых инспекторов. Они указывают, что сумма затрат на уборочные мероприятия не входит в расходы фирмы, уменьшающие доходы для определения единого налога (постановление ФАС Поволжского округа от 18 ноября 2004 г. № А49-4871/04-549А/8).

По мнению автора

Существует еще один вариант обоснования трат на вывоз мусора торговой организацией – «упрощенщиком». Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, материальные расходы, связанные с приобретением услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов и очистке сточных вод, включаются в состав УСН-расходов.

Поэтому, к какому мнению присоединиться в данной ситуации, должен решить сам налогоплательщик. Скорее всего отстаивать свое мнение ему придется в суде.

Штрафные санкции за нарушение Санитарных правил

За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на организацию могут быть наложены штрафные санкции. В статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за это предусмотрено:
– предупреждение;
– наложение административного штрафа на должностных лиц юридического лица или ПБОЮЛ – от 5 до 10 МРОТ;
– наложение штрафа на юридическое лицо – в размере от 100 до 200 МРОТ;
– административное приостановление деятельности юридического лица или ПБОЮЛ на срок до 90 суток.

Мнение специалиста

Т.П. Васильева, юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

– Можно ли квалифицировать санитарные и санитарно-эпидемиологические правила, а также Санитарные правила и нормы (СанПиН), утверждаемые Главным государственным санитарным врачом РФ, как положения технических регламентов и стандартов?

– В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ в состав расходов, включаемых в налоговую базу при УСН, включаются расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Как следует из статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», минимальные санитарные требования устанавливаются техническими регламентами. До тех пор пока технический регламент не разработан и не принят, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами РФ.

Итак, Санитарные правила до принятия технических регламентов подлежат обязательному применению.

Таким образом, расходы на соблюдение Санитарных правил, установленных статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ, приравнены к расходам на подтверждение соответствия продукции (иных объектов) требованиям технических регламентов.

Учет в торговле №3, 2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *