Если торговая компания решила в 2011 году работать на упрощенной системе, следует помнить, что подать в инспекцию заявление можно только до 30 ноября. Есть и другие нюансы, о которых бухгалтеру нужно знать в такой ситуации…
Прежде чем подавать в инспекцию заявление о переходе на спецрежим, следует убедиться, что торговая фирма соответствует установленным критериям.
Перейти с будущего года на «упрощенку» имеют право те компании, которые отвечают следующим требованиям:
— по итогам 9 месяцев 2010 года размер полученного дохода не превышает 45 000 000 руб.;
— средняя численность работников фирмы за налоговый (отчетный) период составляет не более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 000 000 руб.;
— доля участия других организаций в уставном капитале компании составляет не более 25 процентов;
— торговая фирма не имеет филиалов или представительств.
Сумму дохода за 9 месяцев исчисляют по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ. Такова норма пункта 2.1 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. В расчет включают выручку от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС. Основание — пункт 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: при определении лимита учитывают только те доходы, которые облагаются налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включают суммы дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15 процентов. Это следует из подпункта 2 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Правила расчета средней численности работников закреплены в Порядке, утвержденном приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. № 278. Показатель берут из форм статистической отчетности. Для малых предприятий это форма № ПМ, утвержденная приказом Росстата от 14 октября 2009 г. № 226. Другие компании применяют форму № П — 4, утвержденную приказом Росстата от 26 августа 2009 г. № 184.
Остаточную стоимость амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) исчисляют по состоянию на 1 октября 2010 года по правилам бухгалтерского учета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Что касается наличия у компании филиалов и представительств, то надо отметить следующее. В принципе фирма, имеющая обособленные подразделения, вправе перейти на «упрощенку». Главное, чтобы эти подразделения не были указаны в ее учредительных документах в качестве филиала или представительства. Дело в том, что понятие «обособленное подразделение» шире понятий «филиалы» и «представительства». Поэтому торговая фирма может применять «упрощенку», если ее обособленные подразделения не имеют статуса филиалов или представительств. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173.
Решив применять спецрежим со следующего года, компания должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление — в период с 1 октября по 30 ноября текущего года.
При переходе на спецрежим с общей системы налогообложения фирма обязана восстановить суммы «входного» налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету. Основание — пункт 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Налог нужно восстановить по всем приобретенным активам, которые до перехода на спецрежим не были использованы в деятельности на общем режиме. А именно: по непроданным товарам, неиспользованным материалам, недоамортизированным основным средствам и нематериальным активам, числящимся на балансе на 1 — е число месяца, в котором компания перешла на «упрощенку». Налог восстанавливают в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу на спецрежим. Таково требование подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
По непроданным товарам и неиспользованным материалам налог на добавленную стоимость восстанавливают в полной сумме.
Пример 1.
С 1 января 2011 года магазин ООО «Заря» переходит с общего режима на упрощенную систему налогообложения. Стоимость остатка нереализованных товаров, числящихся в учете по состоянию на 1 января 2011 года, — 3 400 000 руб. Сумма ранее принятого к вычету «входного» налога по этим товарам — 612 000 руб.
31 декабря 2010 года бухгалтер магазина делает такие проводки:
ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 612 000 руб. — восстановлен ?входной? налог по непроданным товарам в связи с переходом на спецрежим;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19
— 612 000 руб. — списан восстановленный налог.
«Входной» налог по основным средствам и нематериальным активам надо восстановить в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Пример 2.
В январе 2010 года магазин на общем режиме приобрел и ввел в эксплуатацию торговое оборудование стоимостью 118 000 руб., включая НДС — 18 000 руб. «Входной» налог по этому оборудованию был принят к вычету. Переоценку стоимости основного средства не делали.
С 1 января 2011 года фирма переходит на уплату «упрощенного» налога.
Поэтому в декабре 2010 года бухгалтер рассчитал сумму «входного» налога, подлежащую восстановлению.
Предположим, что остаточная стоимость оборудования по данным бухгалтерского учета (балансовая) по состоянию на 1 января 2011 года составила 88 890 руб.
Таким образом, сумма «входного» налога к восстановлению равна:
18 000 руб. Ч 88 890 руб. : 100 000 руб. = 16 000,20 руб.
Восстановив налог (как по материальным запасам, так и по основным средствам), фирма вправе признать его сумму в налоговом учете (по налогу на прибыль) в составе прочих расходов. Это следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 170 и подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Отдельного внимания заслуживает порядок восстановления налога по объектам недвижимого имущества (кроме полностью самортизированных активов или тех, с момента ввода которых в эксплуатацию прошло не менее 15 лет). Дело в том, что по таким активам налог восстанавливают не единовременно, а в течение 10 лет считая с года, когда объект начали амортизировать. Соответственно налог, который нужно восстановить и заплатить в бюджет за отчетный год, равен 1/10 общей суммы зачтенного ?входного? НДС с учетом доли необлагаемых операций в общем объеме реализации за этот год (п. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ). › |
Однако положения пункта 6 статьи 171 применимы только в отношении налогоплательщиков, которые начинают использовать недвижимость в не облагаемых налогом операциях. Организация, перешедшая на «упрощенку», плательщиком налога на добавленную стоимость не признается. Следовательно, по нашему мнению, «входной» налог по недвижимости она должна восстанавливать в общем порядке — в размере, пропорциональном остаточной стоимости объекта.
В 2010 году, находясь на общем режиме, оптовая фирма могла получить предоплату за товары, которые будут отгружены в 2011 году (после перехода на упрощенную систему). Из разъяснений финансистов следует: если точно известно, что товар будет отгружен в рамках спецрежима, налог по полученному авансу можно не исчислять. Такая позиция отражена, в частности, в письме Минфина России от 25 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/266.
Если же компания начислит налог при получении предоплаты, то принять его к вычету при реализации товаров она не сможет. Дело в том, что право на зачет налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога (п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Находясь же на упрощенной системе, фирма плательщиком НДС не признается. В этом случае ей придется сдать уточненную декларацию за IV квартал 2010 года, в которой сумма начисленного налога будет уменьшена на сумму исчисленного «авансового» НДС.
При переходе с общего режима на «упрощенку» компаниям необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. А вот порядок ее определения зависит от того, каким методом фирма рассчитывает налог на прибыль в 2010 году: кассовым или методом начисления.
Для компаний, которые до перехода на упрощенный режим применяют кассовый метод, особого порядка формирования налоговой базы не предусмотрено. Поэтому для них при смене режима налогообложения принципиально ничего не изменится.
А вот для фирм, которые определяют доходы и расходы методом начисления, установлены особые правила формирования налоговой базы переходного периода (п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ).
Дебиторская задолженность за товары (отгруженные в период применения общего режима), оплата за которые до момента перехода на спецрежим от покупателей не поступила, налоговую базу переходного периода не увеличивает. Ведь при методе начисления выручка включается в состав доходов по мере отгрузки. Основание — пункт 1 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Следовательно, однажды она уже была учтена при налогообложении.
Поэтому суммы, поступающие в счет погашения дебиторской задолженности после перехода на ?упрощенку?, повторно включать в состав доходов не нужно. Это следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Фирма могла оприходовать товары, находясь на общем режиме, а оплатить их поставщику уже после перехода на ?упрощенку?. В этой ситуации следует действовать так.
Если товары были реализованы покупателям в период работы на общей системе, то их стоимость уже была включена в состав налоговых расходов. Следовательно, относить ее на затраты повторно (в момент оплаты, на ?упрощенке?) не нужно. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Аналогичный порядок применяется и ко всем другим расходам торговой компании.
Если же товары были оприходованы в 2010 году (на общем режиме), а отгружены покупателям и оплачены поставщику в 2011 году (в период применения спецрежима), то их стоимость надо включить в состав расходов при ?упрощенке?. Объясняется это тем, что стоимость товаров не была отнесена на затраты при общем режиме, поскольку не выполнено одно из условий признания таких расходов — реализация товаров покупателям.
Незакрытые авансы, полученные в периоде применения общей системы налогообложения, включаются в состав «переходных» доходов. Ведь суммы этих платежей не были учтены в доходах при общем режиме (поскольку применялся метод начисления). А при упрощенной системе доходы отражаются на дату поступления средств на счета в банках или в кассу фирмы (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ). Таким образом, суммы, полученные в счет предстоящих поставок в периоде применения общей системы, относят к налоговым доходам при «упрощенке? 1 января 2011 года (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ).
Авансы, выданные в период применения общей системы в счет предстоящих поставок, в состав ?переходных? расходов не включаются. Эти суммы будут признаны в налоговом учете по мере выполнения условий, при которых принимаются те или иные затраты. Такие правила предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. В частности, стоимость оплаченных товаров признается в налоговых расходах по мере их реализации покупателям.
Объекты основных средств, приобретенные и оплаченные до перехода на спецрежим, принимаются к налоговому учету по остаточной стоимости. Ее определяют по данным налогового учета при общей системе (п. 2.1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ). То есть она представляет собой сумму расходов на приобретение объекта, уменьшенную на сумму начисленной налоговой амортизации.
Далее эту остаточную стоимость можно будет признать в налоговом учете в порядке, установленном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, — в зависимости от срока полезного использования активов.
Важно запомнить
Прежде чем принимать решение о переходе на упрощенную систему, следует проверить, соответствует ли компания установленным критериям. Задача бухгалтера в переходный период — восстановить ранее зачтенный «входной» НДС и грамотно сформировать налоговую базу по единому налогу.
Статья напечатана в журнале «Учет в торговле» №11, ноябрь 2010 г.
www.klerk.ru