Какой должна быть учетная политика по бухучету на «упрощенке»

Компания может сама определить объем бухучета на «упрощенке». На спецрежиме выгоднее составить полную учетную политику.

Помимо учетной политики для «упрощенки» компаниям, применяющим спецрежим, стоит сформировать и учетную политику для целей бухгалтерского учета. Ведь полностью отказаться от него организация не может. Но вести бухучет полностью или нет, компания может определить сама.

В каком объеме вести бухгалтерский учет на спецрежиме

Упрощенная система подразумевает, что компания освобождена от ведения полного бухгалтерского учета. Исключение сделано для основных средств и нематериальных активов. По крайней мере так определено в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но за время существования спецрежима возникло много ситуаций, где без бухучета не обойтись, что подтверждают судьи и чиновники.

Конституционный суд, к примеру, посчитал, что открытые акционерные общества обязаны вести бухучет полностью независимо от системы налогообложения. Иначе это нарушает права акционеров (определение от 13.06.06 № 319-О).

Не может отказаться от бухгалтерского учета в полном объеме компания, которая обязана представлять или публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Например, при реорганизации (письмо Минфина России от 16.06.09 № 03-11-06/2/104). Также бухгалтерский учет понадобится для расчета и выплаты дивидендов,поскольку необходимо определить чистую прибыль и чистые активы (письма Минфина России от 20.01.09 № 07-02-06/07, от 28.09.09 № 03-11-06/2/198).

Полный бухгалтерский учет понадобится вести при совмещении «упрощенки» и «вмененки». Ведь организации, которые применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от ведения бухгалтерского учета не освобождены, даже если на «вмененку» переведен только один вид деятельности (письмо Минфина России от 29.09.09 № 03-11-06/3/239).

Есть также и более редкие случаи. Например, когда необходимо определить, является сделка компании крупной или нет (письмо Минфина России от 20.01.09 № 07-02-06/07), а также при размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (письмо Минфина России от 15.10.09 № 03-11-09/349). В последнем случае бухгалтерскую отчетность организации требуется публиковать.

В конце концов ведение бухгалтерского учета целесообразно с практической точки зрения. Иначе трудно оценить финансовое положение компании, причем не только собственнику, но и кредиторам или инвесторам. А это может затруднить получение кредитов или займов. К тому же, если компания решит снова перейти на общую систему или слетит с «упрощенки», то восстановить бухгалтерский учет, когда его не вели, будет очень проблематично.

Что включить в бухгалтерскую учетную политику

Если компания на «упрощенке» решила вести бухгалтерский учет в полном объеме, то и в учетную политику необходимо включать все данные. То есть как при общей системе налогообложения.

Если все же компания решила вести бухгалтерский учет в усеченном виде, то есть в части основных средств и нематериальных активов, то в политику вносят только отдельные положения. Например, способ начисления амортизации и формирования первоначальной стоимости активов.

При этом в краткую политику стоит записать организационные моменты. Например, порядок формирования бухгалтерской службы, то есть кто ведет бухгалтерский учет в компании, способы его ведения – электронно или на бумаге. Также понадобится определить критерий существенности и т. п. Кроме того, помимо политики необходимо оформить и другие документы. Например, график документооборота и график инвентаризации, а также утвердить формы первичных учетных документов.

Статья напечатана в газете «УНП» № 3, 2010

www.klerk.ru

Поделиться
Опубликовано 20 января 2010

Подписаться на комментарии Подписаться на будущие комментарии через RSS 2.0

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)