Определяем лимит доходов на «упрощенке»

При всех очевидных плюсах упрощенной системы налогообложения, самый главный из которых экономия на уплате налогов, система предусматривает определенные ограничения.

Например, соблюдение лимита величины доходов. Рассчитывают лимит в этом году с учетом специальных коэффициентов-дефляторов. Правда, порядок применения коэффициентов вызывает немало споров. Причем мнения суда и Минфина России по данному вопросу разошлись. Чем руководствоваться? Давайте разбираться.

Порядок, установленный налоговым законодательством

Итак, ограничение величины доходов, установленное Налоговым кодексом РФ, применяется в двух случаях.

1.Для перехода на спецрежим. Показатель рассчитывают по итогам 9 месяцев года, предшествующего году начала применения «упрощенки» (п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

2.Для сохранения права применять спецрежим. Доходы определяют по итогам налогового (отчетного) периода (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, предусмотрен специальный алгоритм определения указанных величин, учитывающий инфляцию. Для этого к установленным суммам (15 000 000 руб. – по итогам 9 месяцев или 20 000 000 руб. – по итогам отчетного (налогового) периода) надлежит применять коэффициент-дефлятор, соответствующий уровню роста цен в стране за истекший год.
Порядок применения коэффициента описан в пункте 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ весьма четко.

Так, сказано: «…соответствующая величина предельного размера доходов организации подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее».

Вывод из указанного положения однозначный. Предельный доход (15 000 000 руб. или 20 000 000 руб.) нужно сначала умножить на коэффициент-дефлятор за данный год, а потом на все коэффициенты-дефляторы, которые были установлены начиная с 2006 года.
Точка зрения финансистов

Однако специалисты Минфина России из года в год отказывались принимать такой способ расчета лимита доходов. В своих письмах чиновники упорно разъясняли, что коэффициенты нужно применять по отдельности, то есть умножать 15 000 000 руб. (20 000 000 руб.) только на один коэффициент, который был установлен на данный год, а вовсе не на цепочку коэффициентов. Такие выводы следуют, например, из писем от 31 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/207, от 11 апреля 2008 г. № 03-11-04/2/70, от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272 и др.

В обоснование своего подхода Минфин России ссылался на то, что в приказах Минэкономразвития России, которыми ежегодно и устанавливаются коэффициенты, при определении показателя уже учтены все установленные в предшествующие годы коэффициенты.

Правда, совершенно непонятно, где именно финансисты это прочли – в приказах Минэкономразвития России об этом ничего не сказано.

Арбитры согласны с налогоплательщиками

И все же среди налогоплательщиков нашлись те, кто решил отстаивать правильное прочтение пункта 2 статьи 346.12 главного налогового документа.
К счастью, судьи внимательно читают Налоговый кодекс РФ и прочие нормативные акты, включая приказы Минэкономразвития России.

Вероятно, поэтому арбитры не обнаружили в них информации, которая подтверждала бы корректность подхода специалистов Минфина России к применению коэффициентов-дефляторов, что и констатировали в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № 12010/08.

Согласно выводам, сделанным Президиумом ВАС РФ, положение пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ является императивным, то есть не допускает отступления (отклонения), в том числе с учетом каких-то особых обстоятельств (например, правил установления коэффициентов-дефляторов, подлежащих перемножению).

Кроме того, в постановлении № 12010/08 отмечено и то, что из текстов приказов Минэкономразвития России не следует, что при расчете коэффициентов были учтены размеры предыдущих показателей. Окончательный вердикт судей – перемножать нужно все коэффициенты.

Правда, вывод суда относится исключительно к порядку определения выручки за 9 месяцев, которая дает право перехода на упрощенную систему налогообложения. Столь же упорного налогоплательщика, который бы оспаривал решение налогового органа об утрате права на применение данного спецрежима, пока не нашлось.

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ-ДЕФЛЯТОРОВ ДЛЯ «УПРОЩЕНКИ»

Минэкономразвития России на основании пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и распоряжения Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 1834-р ежегодно утверждает коэффициенты-дефляторы для «упрощенки».

Так, приказом от 3 ноября 2005 г. № 284 установлен коэффициент на 2006 год, равный 1,132. В 2007 году он равнялся 1,241 (приказ от 3 ноября 2006 г. № 360). На 2008 год коэффициент утвержден в размере 1,34 приказом от 22 октября 2007 г. № 357. И последним был установлен коэффициент на 2009 год – 1,538 (приказ от 12 ноября 2008 г. № 395).

Делаем выводы

Итак, основываясь на решении Президиума ВАС РФ, торговая фирма имеет право применять упрощенную систему налогообложения в 2009 году, если доход за 9 месяцев в 2008 году не превысил следующую сумму:

15 000 000 руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34 = 28 236 721,20 руб.

Что касается лимита выручки для сохранения права применять спецрежим, то тут отметим вот что: пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ прямо ссылается на тот же порядок использования коэффициентов-дефляторов, который был разъяснен и одобрен Президиумом ВАС РФ. А значит, по мнению автора, можно утверждать, что фирмы на упрощенной системе налогообложения сохраняют право применения данного специального налогового режима в этом году, если величина дохода за отчетный (налоговый) период не превысит:

20 000 000 руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34 х 1,538 = 57 904 102,94 руб.

То есть аналогично – с учетом всех предыдущих коэффициентов-дефляторов.
Правда, нельзя исключить, что налоговые органы попытаются придерживаться позиции Минфина России, поскольку прямого прецедента, касающегося данного лимита выручки, пока что не существует.

Однако в таком случае налогоплательщику следует прямиком отправляться в суд. После столь четкого судебного решения, как постановление № 12010/08, спор скорее всего уже не понадобится доводить до высших судебных инстанций: арбитражные суды почти наверняка откажутся признать правоту налоговых органов и примут сторону организации.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

–Определять предельный размер доходов, ограничивающий применение «упрощенки» и возможность перехода на данный спецрежим, нужно с учетом всех коэффициентов-дефляторов, установленных с 2006 года. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 12 мая 2009 г. № 12010/08.

Минфин России ранее утверждал, что коэффициент на 2009 год учитывает предыдущие коэффициенты. Изменилась ли эта позиция и как теперь применять коэффициент?

–За разъяснением механизма применения коэффициента-дефлятора для «упрощенки», устанавливаемого ежегодно на каждый следующий календарный год, а также необходимости его корректировки на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, следует обращаться в Минэкономразвития России. Дело в том, что на основании пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор для «упрощенки» определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

А распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 1834-р обязанность по установлению и публикации коэффициента возложена на Минэкономразвития России.

Ю.В. ПОДПОРИН,
замначальника отдела специальных налоговых режимов
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

www.klerk.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *