Азартные игры на УСН

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако при выполнении ряда условий, которые недавно озвучили представители Минфина, «упрощенцы» все-таки могут немного «поиграть».

Порядок уплаты налогов, а значит и возможность работы на том или ином спецрежиме, зависит не только от финансово-экономических показателей налогоплательщика, но и от осуществляемого им вида деятельности. Ярким тому примером является упрощенная система налогообложения. Так, если компания уже давно работает на рынке, то перейти на этот спецрежим она может только с начала года при соблюдении условий, изложенных в статье 346.12 Налогового кодекса. В частности, по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, ее доходы не должны превысить 15 миллионов рублей (их еще нужно проиндексировать на коэффициент-дефлятор). Кроме того, путь на «упрощенку» заказан для тех налогоплательщиков, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек. Тем, у кого остаточная стоимость основных средств и НМА зашкалит за 100 миллионов рублей, повезло не больше. Однако и это еще не все.

Положения статьи 346.12 Кодекса также содержат перечень видов деятельности, при осуществлении которых об «упрощенке» можно и не мечтать. В черный список попал и игорный бизнес.

Агентское «вознаграждение»

Для того чтобы понять, какая «азартная» деятельность несовместима с УСН, обратимся к определению понятия «игорный бизнес». Оно раскрывается в статье 364 Налогового кодекса. Итак, игорный бизнес – это предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Очевидно, что далеко не всегда организаторы азартных игр ведут свой бизнес самостоятельно, что называется, от А до Я. К таковым, например, нельзя причислить компании, которые «развлекаются» проведением всевозможных лотерей.

Статья 2 Закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ гласит: лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и ее участником заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции и т. п.

Кроме того, деятельность по организации лотерей, предполагающая продажу лотерейных билетов, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному постановлением Госстандарта от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, классифицируется по коду группы 92.71 «Деятельность по организации азартных игр».

Иными словами, такое дело, как организация лотерей, относится к сфере игорного бизнеса, а значит, компаниям, которые промышляют на этой ниве, не суждено применять «упрощенку» и с этим придется смириться.

Вместе с тем устроитель лотереи вполне может привлечь к своему делу посредников, которые будут заниматься распространением билетов, приемом ставок, выплатой выигрышей и т. п. Все их действия должны быть закреплены в договоре, заключенном непосредственно с организатором «азарта», и, соответственно, платой за подобные услуги является агентское вознаграждение. В данном случае деятельность посредника, что очевидно, не направлена на получение дохода в виде платы за проведение лотереи, а значит, она не относится к сфере игорного бизнеса. Кстати говоря, с этим утверждением не спорит и Минфин. В письмах от 12 октября 2007 г. № 03-11-04/3/406 и от 12 октября 2007 г. № 03-11-04/3/486 финансисты дали агентам добро на применение «упрощенки», естественно, при соблюдении норм, предусмотренных статьями 346.12 и 346.13 Кодекса. Судя по всему, представители Минфина не намерены менять свою позицию. Это подтверждает и недавно обнародованное письмо ведомства от 24 декабря 2008 г. № 03-11-05/308, в котором чиновники не стали, как за ними нередко водится, изменять своему некогда данному слову. Однако на сей раз финансисты пошли несколько дальше и затронули еще одну немаловажную проблему, которая касается, можно сказать, сферы интересов организаторов стимулирующих лотерей.

Рекламный ход

Стимулирующая лотерея отличается от обычной тем, что ее участники не должны платить за «игру» – призовой фонд формируется за счет средств организатора (подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона № 138-ФЗ). Цель проведения такого мероприятия – привлечь внимание участников развлечения к тому или иному продукту. В принципе налицо сходство с рекламными акциями, в ходе которых покупатели получают те или иные подарки, но отличие все-таки есть: при организации традиционных рекламных предложений лотерейные барабаны или иное оборудование не используется. В связи с этим и возникает вопрос: насколько стимулирующая лотерея совместима с «упрощенкой»? Для того чтобы дать на него ответ, представителям Минфина пришлось заглянуть в Закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Согласно статье 3 данного закона «реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». В Минфине посчитали, что под это определение вполне подходит услуга, связанная с проведением стимулирующей лотереи, то есть ее можно рассматривать как рекламную. На этом основании чиновники и сделали вывод, что при соблюдении прочих условий компания, которая занимается проведением стимулирующих лотерей, вправе применять упрощенную систему налогообложения.

www.buhnews.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *