Специальные налоговые режимы предназначены для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Упрощенная система налогообложения по своей сути призвана облегчить бремя бухгалтерского учета и налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Было бы логично предположить, что любое малое предприятие может применять «упрощенку». Так ли это на самом деле? И кто относится к малым предприятиям?
Почему вдруг снова встает вопрос, кто вправе применять УСНО? Путаницу внесло недавно появившееся Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее – Постановление № 556), которое выпущено во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2008 года. Но обо всем по порядку.
Закон № 209-ФЗ: основные виды поддержки субъектов малого бизнеса
Согласно ст. 1 Закона № 209-ФЗ этот документ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Он направлен на развитие, обеспечение благоприятных условий и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, и очень многие вопросы развития малого и среднего бизнеса отданы на откуп региональным властям. Законом предусмотрено пять основных видов поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, а также помощь в подготовке и повышении квалификации кадров (ст. 16 Закона № 209-ФЗ).
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, но это имущество должно использоваться по целевому назначению.
Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования для снабжения информацией. Информация является общедоступной и размещается в Интернете на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих им консультационные услуги, в виде обеспечения деятельности таких организаций, а также компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров может осуществляться в виде:
– разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;
– создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;
– учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться следующие меры:
– специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
– упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
– упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
– льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
– особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
– меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
– меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона № 209-ФЗ меры.
Если прочитать данный закон, можно только порадоваться за представителей малого бизнеса. Но с вступлением в действие данного закона с 1 января 2008 года появилось множество вопросов, касающихся практической реализации заявленных положений. Минэкономразвития выпускает письма с разъяснениями (от 16.07.2008 № Д05-2854, от 23.05.2008 № Д05-2022). Вопросы, в первую очередь, касаются имущественной поддержки субъектов малого бизнеса. Точнее – оснований для отказа в предоставлении такой поддержки, обеспечения прозрачности механизма распределения имущества, а также недопущения возможности предоставления в аренду имущества на невыгодных условиях (высокая арендная плата, краткосрочность). Также потребовали комментариев порядок формирования арендной платы по имуществу и вопросы, связанные с приватизацией муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Как вариант решения этих проблем Минэкономразвития предлагает предоставлять имущество с привлечением общероссийских объединений предпринимателей, действующих на соответствующих территориях, считая, что реализация упомянутых мер позволит обеспечить субъектам малого предпринимательства доступ к государственному и муниципальному имуществу.
Закон № 209-ФЗ: малые – кто они?
Вполне закономерно встает вопрос о том, кто же относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст. 4 Закона № 209-ФЗ к ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна быть выше 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
– микропредприятия – до 15 человек;
– малые предприятия – до 100 человек включительно;
– средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна быть выше предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Она изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Может ли малое предприятие быть «упрощенцем»?
Итак, предприятие, имеющее право на применение УСНО, и малое предприятие по определению Закона № 209-ФЗ – понятия неидентичные. Предприятие может быть малым в соответствии с Законом № 209-ФЗ, но не иметь права на применение «упрощенки». И этот факт вносит путаницу.
Поскольку к малым предприятиям относятся организации со средней численностью работников до 100 человек и такое же требование выдвигается предприятиям для применения УСНО, «упрощенцы» достаточно спокойно отреагировали на появление Закона № 209-ФЗ. Правда, предлагалось снять данное ограничение или увеличить численность работников, на что последовал ответ: ограничение по численности работников при применении специальных налоговых режимов, снижающих налоговую нагрузку на предпринимателей, является обоснованным, в связи с чем Минэкономразвития России не поддерживает предложения, изложенные в обращении (Письмо Минэкономразвития РФ от 26.08.2008 № Д05-3577).
Совсем недавно вышло Постановление № 556, вступающее в силу со дня его официального опубликования и распространяющееся на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. В данном документе установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
– микропредприятия – 60 млн. руб.;
– малые предприятия – 400 млн. руб.;
– средние предприятия – 1 млрд. руб.
Согласно ст. 346.13 НК РФ для «упрощенцев» важным ограничением является величина предельного размера доходов – 20 млн. руб. с учетом коэффициента-дефлятора. В 2008 году данная величина составила 26,8 млн. руб. (Письмо Минфина РФ от 11.04.2008 № 03-11-04/2/70). Вполне понятно желание «упрощенцев» применить в качестве ограничения по доходам цифру 60 млн. руб., установленную Постановлением № 556, вместо 26,8 млн. руб. Тем более если сделать простой расчет, то 26,8 млн. руб. в год – это немного больше 2 млн. руб. в месяц, а при допустимой средней численности работников в 100 человек – это объем выпущенной продукции (работ, услуг), стоимость которой всего чуть больше 22 000 руб. в месяц. Какая же может быть зарплата у таких работников с учетом налоговой нагрузки и рентабельности деятельности?
Логично[1] было бы предположить, что предельная величина доходов для «упрощенцев», прописанная в НК РФ и установленная Постановлением № 556 (для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб.), должна быть одинаковой, ведь УСНО и рассчитана на субъектов малого бизнеса. Но получается, что «упрощенцем» может быть предприятие еще более мелкое, чем микропредприятие. Безусловно, хотелось бы увеличить предел доходов до 400 млн. руб., но и цифра 60 млн. руб., думаем, порадовала бы многих. Это, конечно, обычная практика применения одинаковых понятий для далеких друг от друга областей экономики в разных значениях. Но может быть, пора определиться с тем, что считать микропредприятием, а что – малым, и использовать во всех нормативных документах единое понятие, тем более что Закон № 209-ФЗ для реализации господдержки малого и среднего предпринимательства предусматривает такие меры, как специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий и т. д.
Отвечая на вопрос, кто может применять УСНО, Минфин в Письме от 19.08.2008 № 03-11-04/3/391 вполне законно указывает, что условия перехода на упрощенную систему налогообложения установлены гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. То есть ни Закон № 209-ФЗ, ни Постановление № 556 не являются основанием для предоставления налогоплательщикам права на применение УСНО. Поэтому «упрощенцы» обязаны руководствоваться гл. 26.2 НК РФ и ждать изменений, благодаря которым расширится круг предприятий и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на УСНО.
В СМИ прошла информация о том, что готовится к принятию законопроект о внесении изменений в ст. 346.12 и 346.13 ч. 2 НК РФ, расширяющий круг предприятий, имеющих право на применение УСНО: предельная величина доходов будет увеличена до 60 млн. руб. (за девять месяцев – до 45 млн. руб.). Возможно, принятие данного законопроекта будет шагом к сближению понятий «малое предприятие» в свете Закона № 209-ФЗ и «предприятие, имеющее право на применение УСНО».
[1] На момент написания статьи.