Переходим на упрощенный режим

«Московский бухгалтер» на семинаре, посвященном вопросам оптимизации налогообложения, выяснил несколько интересных схем для бухгалтеров компаний-упрощенцев.

Первым делом расчеты

Организации и частные предприниматели, работающие по УСН, платят единый налог в отличие от компаний на общем режиме налогообложения. Именно поэтому законодательством установлены жесткие требования к предприятиям, желающим стать упрощенцами. Так, доход от реализации за девять месяцев года, в котором подается заявление на переход к УНС, не может быть больше одиннадцати миллионов рублей, НДС при этом не учитывается. Введены ограничения и на некоторые виды деятельности. Например, страховщики, банки, ломбарды, частные нотариусы и адвокаты не имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Полный перечень приведен в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Специалисты компании «Косов и партнеры» на семинаре под названием «Налоговые схемы» дали несколько советов бухгалтерам «упрощенных» фирм, как наиболее выгодно и правильно вести налоговый учет.

Еще до начала деятельности упрощенцу приходится решать, по какой схеме платить налоги. Варианта два. Или фиксированную ставку в 6 процентов с доходов, или 15 процентов с разницы между доходами и расходами. На этом этапе лучше все хорошо рассчитать заранее. По выбранной схеме организация должна будет работать три года. Только после этого разрешается изменить способ ведения налогового учета. В итоге ошибка в расчетах может привести к существенным потерям.

Руководитель отдела методологии и развития кандидат экономических наук Эльвира Митюкова отмечает, что если фирма не ожидает больших расходов, лучше платить 6 процентов с дохода. В противном случае выгоднее отчислять единый налог по ставке 15 процентов с разницы между доходами и расходами. Второй вариант более приемлем и для организаций, которые планируют приобретать основные средства. Их стоимость включается в расходы, что может снизить ставку до минимума, 1 процента с доходов. Если фирма может регулировать свои расходы и не хочет выйти на уплату минимального налога, то закладываемая прибыль должна составлять:

(Д-Р) x 15% ≥ Д x 1%

(Д-Р) ≥ Д x 1% : 15%

(Д-Р) ≥ Д x 6,6%

Необходимо помнить, что в данной формуле прибыль формируется расходами, перечисленными в закрытом перечне статьи 346.16 Налогового кодекса.

Оптимизация налогов

Если компания занимается продажами, то оптимизировать единый налог можно с помощью договора комиссии. Например, компания-упрощенец заключает с покупателем договор, по которому она выступает в роли посредника, а покупатель — заказчика. То есть за комиссионное вознаграждение и на деньги заказчика обязуется поставить ему товар. В чем же интерес этой схемы для упрощенца? Она позволяет даже при превышении лимита, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, продолжать применять УНС. По-чему? Все просто. Из перечисленных заказчиком средств в доход упрощенца пойдет только сумма его комиссионного вознаграждения.

Пример1

ООО «Станок» занимается торговлей и применяет УСН. В октябре 2006 года оно планирует продать пять автомобилей по цене 350 000 руб. У поставщика «Станок» покупает их по цене 300 000 руб. за штуку. От будущей сделки продавец предполагает получить прибыль в размере 250 000 руб. ((350 000 руб. — 300 000 руб.) x 5 шт.).

Если вся выручка от продажи (5 шт. x 350 000 руб. = 1 750 000 руб.) поступит на расчетный счет ООО «Станок», то упрощенки он лишится, так как его совокупный доход за 2006 год на момент сделки уже достиг 19 000 000 руб. Чтобы этого не произошло, ему нужно с покупателем товаров заключить договор комиссии.

По условиям договора, «Станок» играет роль посредника, который от своего имени, но за счет покупателя приобретает пять автомобилей по цене 350 000 руб. за штуку. В дальнейшем «Станок» передает их заказчику. За такие услуги «Станок» получил вознаграждение в размере 250 000 руб. (5 шт. x 50 000 руб.). Как видите, в результате продажи в качестве посредника налогооблагаемая выручка «Станка» сократилась в семь раз (1 750 000 руб. : 250 000 руб.).

Как компании остаться на УСН, если стоимость ее основных средств и нематериальных активов превысила 100 миллионов рублей? Их можно перевести на консервацию. Тогда имущество будет временно выведено из состава амортизируемого. Тем самым фирма сможет до конца года продлить спецрежим и перейти на общий только с начала следующего.

Для организаций-производителей, например, при строительстве интересна схема с использованием договора простого товарищества.

Пример 2

Две дружественные компании решают вместе построить дом. Одна из них работает по УСН, другая по обычному режиму налогообложения. Они заключают договор простого товарищества, по которому каждая вносит свой вклад. В этом случае второй компании выгоднее предоставить рабочую силу. Основные средства вносить не стоит. Поскольку налоговые органы могут потребовать поставить НДС к оплате. Правда, в данной ситуации внесение имущества можно считать вкладом в уставной капитал товарищества и НДС эту операцию не облагать, ведь после истечения срока договора оно вернется в компанию. Все зависит от того, готов ли бухгалтер спорить с инспектором.

Со своей стороны компания-упрощенец вносит денежные средства. Производятся работы. Объект построен. Договор простого товарищества прекращается. Вторая фирма забирает свою рабочую силу, компания на УСН — денежные средства. Теперь продукцию можно продавать через упрощенца, не включая в цену НДС. Здесь следует заметить: в договоре необходимо указать, что товарищество создается только с целью производства. Если будет указана и реализация, то упрощенец не освобождается от уплаты НДС.

Предприятиям на общем режиме также сотрудничество с упрощенцами выгодно. Если компания хочет оптимизировать налог на прибыль и НДС, то можно реализовать товар через организацию, работающую по упрощенке. Например, компания на общем режиме продает свой товар фирме-упрощенцу с минимальной наценкой. Та, в свою очередь, реализует его конечному потребителю. Ни в первом, ни во втором случае НДС не учитывают. Но при такой схеме следует помнить: цена на реализованную «упрощенной» организации продукцию не должна отличаться от средних продажных цен этого предприятия на нее более чем на 20 процентов. Иначе инспекторы, согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса, имеют право доначислить поставщику на общем режиме налоги до рыночных цен. Отстаивать свою правоту придется в суде. Как вариант, можно обосновать расценки маркетинговой политикой фирмы (постановление ФАС Московского округа от 19 июля 2006 г. № КА-А40/6396-06, текст документа вы можете посмотреть в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Во всех вышеперечисленных случаях участвующие организации не должны быть взаимозависимыми. То есть не допустимо сотрудничество дочерней и головной компаний. Это запрещено законодательством.

Налоговый учет расходов при УСН

Как правильно учитывать расходы при упрощенной системе налогообложения и заполнять декларацию, рассказала «Московскому бухгалтеру» ведущий аудитор компании «Косов и партнеры» Светлана Соболева:

— Основанием для составления декларации являются данные из Книги учета доходов и расходов. Минфин в своем письме от 9 августа 2006 г. № 03-11-04/2/159 разъяснил, что в графе 2 Книги учета доходов и расходов нужно отражать реквизиты платежного поручения, так как в основе лежит кассовый метод. Исключение составляют затраты, оплата которых не является единственным условием для признания их расходами. Например, по основным средствам стоимость приобретенного в период применения упрощенки объекта учитывают в расходах в том отчетном периоде, в котором одно из следующих событий произошло последним по времени:

оплата основного средства;

ввод его в эксплуатацию;

подача документов на государственную регистрацию.

Если последним событием был ввод в эксплуатацию, то в графе 2 раздела 1 книги учета надо указать реквизиты акта о приме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1) или акта о приеме-сдаче здания (форма ОС-1а).

Что касается товаров, то стоимость приобретенных товаров и сумму НДС по ним можно списать только после их реализации. При этом в графе 2 указывают реквизиты накладной, отражающей факт продажи. Но только в том случае, если реализация произошла позже оплаты поставщику.

Ведущий аудитор компании «Косов и партнеры» Светлана Соболева:

— Если фирма решает перейти с нового года на упрощенную систему налогообложения, то она должна оценить состояние своих активов. А именно: величину остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также остаток товарно-материальных ценностей на конец года. Ведь суммы НДС, уплаченные по ним в свое время поставщикам, нужно будет восстановить в бюджет в конце года. И хотя на НДС организация уменьшит свою прибыль (примет в качестве прочих расходов), сумма перечислений в бюджет может оказаться очень весома для фирмы и «съесть» экономический эффект от планируемого применения упрощенки.

Причем срок подачи заявления на упрощенку действует до 30 ноября, и именно к этому времени фирма должна представлять, какие у нее будут на 31 декабря неиспользованные активы, в том числе и купленные после подачи заявления, то есть в декабре. А ведь срок уплаты НДС в бюджет — 20 января следующего года.

Фирмам, имеющим на балансе недвижимое имущество, по этим же причинам, скорее всего, будет невыгодно переходить на упрощенную систему. Нужно рассчитать, что будет выгоднее: уплачивать налог на имущество и прибыль, оставаясь на общем режиме, или освободиться от этих налогов, но восстановить НДС в бюджет.

Елена Маляренко

Источник: Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер«

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *