Удобство интернет-шопинга оценило значительное число россиян. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), около 70% россиян старше 16 лет пользуются интернетом. В нашей стране объем рынка интернет-торговли за первое полугодие 2016 года составил 405 млрд рублей. Динамика роста – 26%. На фоне падения большинства экономических показателей эта цифра впечатляет. По итогам года рост рынка может составить 18% (порядка 900 млрд рублей в денежном эквиваленте). В АКИТ указывают на сохраняющуюся тенденцию перемещения потребителей из классических магазинов в онлайн.
Несмотря на то, что у виртуального шопинга есть неоспоримые преимущества, имеются здесь и подводные камни, связанные с реализацией закона о защите прав потребителей. О том, какие права есть у онлайн-покупателей рассказывают специалисты сервиса zaschita-prav.com.
Покупатель имеет право вернуть товар, который ему не нужен, который не соответствует описанию, товар ненадлежащего качества. Товары, приобретаемые в интернете, гораздо чаще не соответствуют ожиданиям, чем те, которые были куплены в обычном магазине после тщательного визуального осмотра. Товар надлежащего качества, который по ряду причин оказался не нужен, можно вернуть в интернет-магазин в течение семи дней. В этом случае покупатель берет на себя издержке по доставке товара до магазина. Вернуть можно товар, у которого сохранен товарный вид и на которые имеется чек. Если есть другие доказательства приобретения товара, то его можно вернуть и без чека.
Если речь идет о возврате товара ненадлежащего качества, то в первую очередь необходимо сфотографировать места брака, или заснять на видео неисправности работающего изделия. Zaschita-prav.com советует сразу обратиться в администрацию магазина посредством канала обратной связи (лучше в письменном виде, чтобы сохранить переписку для суда). В случае возврата товара с браком, доставку оплачивает продавец.
Если магазин отказывается принимать обратно бракованный товар, то придется писать претензию на имя продавца о нарушении Закона о защите прав потребителей. Если претензия проигнорирована, то следует жаловаться в Роспотребнадзор (здесь понадобятся все имеющие свидетельства общения с продавцом и подтверждения ненадлежащего качества товара). Обычно до этой стадии доходят лишь покупатели дорогостоящих товаров.