С нового года пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ дополнится новым подпунктом 35. Согласно ему в расходы можно будет относить затраты на обслуживание контрольно-кассовой техники.
Надо сказать, что проблем со списанием подобных затрат не возникает и сейчас. Несмотря на то что расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники прямо статьей 346.16 Налогового кодекса РФ в действующей редакции не упомянуты, списать их можно и сейчас. Дело в том, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести кассовые операции в соответствии с установленным порядком. На этом настаивает пункт 4 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. То есть соблюдать Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40) и положения, предусмотренные Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт».
Таким образом, применение ККТ является обязанностью каждой организации (предпринимателя), использующей упрощенный режим налогообложения.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по оказанию услуг, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
То есть фирмы и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и рассчитывающие единый налог с доходов за минусом расходов, вправе учитывать в составе расходов затраты по техническому обслуживанию (ЦТО) и ремонту ККТ, произведенные согласно договору с центром технического обслуживания. Ведь данные затраты относятся к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Кстати, с таким подходом согласны и столичные налоговики (письмо УМНС по г. Москве от 26 апреля 2004 г. № 21-08,21-09/28428). По мнению налоговиков, чтобы включить затраты по техническому обслуживанию и ремонту ККТ необходимо одновременное выполнение сразу двух условий:
- расходы по договору с центром технического обслуживания должны быть фактически оплачены;
- работы (услуги) по договору должны быть фактически выполнены.
Однако договор с ЦТО заключается на определенный период, в течение которого центр обязуется установить ККТ, проводить планово-профилактические работы, гарантийный ремонт, доставлять расходные материалы и т. д. И как правило, деньги вносят единовременно. В этом случае сумму оплаты по договору с ЦТО включают в состав расходов постепенно частями в течение срока, на который заключен договор.
Пример учета расходов на обслуживание ККТ при применении УСН.