Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-06/3/89
29.07.2011
Вопрос: Наше предприятие является производственным предприятием — производит органическое удобрение на основе куриного помета. В 2010 г. применяло упрощенную систему налогообложения по доходам 6%.
В целях продвижения собственной продукции на рынке сбыта мы периодически выезжаем в другие регионы России на выставки.
Так, с 12-14 февраля 2010 г., согласно договору от 18.01.2010 г. мы участвовали в выставке в г. Краснодаре. Стоимость участия в выставке — 18760 руб. была полностью оплачена предприятием.
После возвращения с выставки мы обратились в городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства РБ с просьбой возместить нам часть понесенных расходов.
На основании договора от 12.03.2010 г. согласно решению комиссии за счет средств бюджета городского округа г. Уфы нам была выделена финансовая поддержка в виде субсидирования части понесенных затрат в связи с участием в выставочной деятельности в сумме 15000 руб.
Наша организация на основании ст. 251 п. 14 НК РФ посчитала эти средства как средства целевого финансирования и не включила 15000 руб. в годовую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по доходам — 6% за 2010 г.
Межрайонная инспекция ФНС с нами не согласилась и требует включить эти средства в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по доходам 6% за 2010 г.
Правомерны ли действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной рассмотрел письмо от 14 июля 2011 г. N 42 и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329) и Регламенту Министерства финансов Российской Федерации (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. N 45н) в Министерстве финансов Российской Федерации рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, согласно статьям 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII Кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Что касается вопроса о порядке учета в 2010 году денежных средств в виде субсидий, полученных из бюджета на покрытие затрат налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то необходимо учитывать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
При определении налоговой базы указанные налогоплательщики не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).
Так, исходя из подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
До 1 января 2011 г. к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., к бюджетным учреждениям относились государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким поступлениям относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Согласно статье 6 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не устанавливалось БК РФ.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями из бюджета в 2010 г. в целях возмещения затрат, не отвечали критериям целевого финансирования, в связи с чем, должны были учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора департамента
С.В. Разгулин