Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-06/2/77
04.05.2009
Вопрос: ООО, применяющая УСН (объект — доходы, уменьшенные на величину расходов), на основании заключенного договора управления и содержания многоквартирных жилых домов с Администрацией городского поселения принимает на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги (тепло-, водоснабжение, канализация, электроснабжение, ТБО) и плату за содержание и ремонт данных жилых помещений.
Приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке, то есть все собранные деньги за коммунальные услуги в полном объеме транзитом перечисляются ресурсоснабжающим организациям. В распоряжении ООО не остается какой-либо прибыли.
В свою очередь в договоре о поставке коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями есть пункт «Размер вознаграждения за услуги населения, сбора платежей от населения по договору составляет 2,5% от перечисленной суммы, причитающейся Исполнителю».
Просим разъяснить, учитываются ли платежи за коммунальные услуги при исчислении налоговой базы в качестве доходов или только размер вознаграждения учитывается?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения управляющей организацией и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать для управления многоквартирным домом управляющую организацию. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений статей 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность налогоплательщика — управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
С.В. Разгулин