Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-06/2/67
12.05.2012
Вопрос: Саморегулируемая организация (СРО) передает управляющей компании в доверительное управление средства Компенсационного фонда (денежные средства).
При договоре доверительного управления имущество остается собственностью СРО, но размещается на счете доверительного управляющего с пометкой «Д.У.», договор заключен на 2 года.
СРО является по договору доверительного управления учредителем управления и находится на УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Доверительный управляющий применяет общую систему налогообложения и представляет ежемесячно отчеты о доходах и расходах по доверительному управлению.
По итогам квартала доверительный управляющий предоставил следующие сведения о доходах и расходах:
— доход в виде процентов по государственным ценным бумагам;
— доход от реализации ценных бумаг;
— процентный доход по вкладам в банке;
— вознаграждение доверительного управляющего;
— себестоимость ценных бумаг;
— расходы по услугам банка.
СРО в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ ежемесячно уплачивает налог на прибыль по ставке 15% с доходов в виде процентов по гос. ценным бумагам (накопленный купонный доход).
1. На какую дату СРО должна признать доход (в частности доход от реализации цен. бумаг, процентный доход по вкладам в банке) для исчисления единого налога по УСН:
а) на дату получения ежемесячного или ежеквартального отчета (при этом доход не поступает на р/счет СРО, а в течение всего срока договора находится на счете доверительного управляющего);
б) на дату возврата денежных средств на р/счет СРО по окончании договора? Если на дату возврата, то как в этом случае избежать двойного налогообложения, как выделить доход, с которого в течение всего срока договора уже был уплачен налог на прибыль?
2. Доверительный управляющий самостоятельно удерживает из дохода, полученного в рамках договора доверительного управления, свое вознаграждение:
а) может ли СРО при исчислении налога на прибыль доходы, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 284 НК РФ (в частности доход в виде процентов по гос. ценным бумагам), уменьшить на сумму этого вознаграждения и другие расходы (представленные в отчете)?
б) включать ли в доход при исчислении единого налога при УСН вознаграждение доверительного управляющего, если он самостоятельно удерживает вознаграждение из полученного дохода? Можно ли применить распределение вознаграждения пропорционально суммам полученных доходов, для того чтобы часть вознаграждения учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, а другую часть вознаграждения включить в доход при УСН? Можно ли применить такое же распределение по другим расходам (представленным в отчете)? Как быть с распределением вознаграждения и расходов в случае, если доходы для исчисления налога на прибыль и доходы при УСН будут признаваться на разные даты?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщиком, передающим имущество в доверительное управление, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Согласно пункту 3 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании пункта 1 статьи 346.15 Кодекса организации при применении упрощенной системы налогообложения в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, включают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 346.15 Кодекса, в целях налогообложения не учитываются.
Согласно пункту 3 статьи 249 Кодекса особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. В этой связи при применении упрощенной системы налогообложения участником договора доверительного управления — учредителем управления доходы и расходы определяются им в порядке, предусмотренном статьей 276 Кодекса с учетом особенностей заключенного договора. В частности, порядок определения налоговой базы участников договора доверительного управления зависит от того, кто является выгодоприобретателем по данному договору.
Таким образом, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выступающий в качестве учредителя доверительного управления, при определении объекта налогообложения по налогу должен учитывать в составе доходов всю сумму поступлений, обусловленных расчетами по деятельности, связанной с доверительным управлением.
При этом порядок признания доходов налогоплательщиками, применяющими вышеназванный специальный налоговый режим, установлен пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса. В целях главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Расходы по доверительному управлению учитываются учредителем управления на основании соответствующих положений статьи 346.16 Кодекса.
Так, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса.
Исчерпывающий перечень банковских операций установлен статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». В том случае, если услуги банка поименованы в указанной статье Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», расходы налогоплательщика на их оплату учитываются при определении налоговой базы. Порядок учета расходов установлен пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса.
Кроме того, налогоплательщики при определении налоговой базы уменьшают доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Следовательно, ценные бумаги, приобретенные для дальнейшей реализации, относятся к товарам.
Таким образом, налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вправе учитывать затраты на приобретение ценных бумаг (в случае приобретения их для дальнейшей реализации) с учетом положений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.
Поскольку перечень расходов, приведенный в статье 346.16 Кодекса, носит ограниченный характер и не содержит расходов учредителя договора доверительного управления по выплате вознаграждения доверительному управляющему, указанные расходы при определении налоговой базы учитываться не должны.
Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин