Минфин РФ: Письмо № 03-11-11/113 от 03.04.2012

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-11/113
03.04.2012

Вопрос: 28.02.2010 года мною было подано заявление на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. С 01.04.2010 г. по 31.12.2010 г. применял УСН на основе патента по виду деятельности — деятельность в области фотографии. Мною 15.12.2010 г. был заключен договор с Министерством экономики области на получение субсидии начальному субъекту малого предпринимательства на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Денежные средства в размере 300 тыс. руб. поступили на мой счет в акционерный коммерческий банк 30.12.2010 г.
Прошу разъяснить порядок налогообложения указанных субсидий.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке применения упрощенной системы налогообложения, поступившее по электронным средствам связи, и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (далее — Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н (далее — Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Положениями пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что при применении упрощенной системы налогообложения средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Данный порядок признания в целях налогообложения указанных субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки»).

При этом учет полученных выплат и сумм произведенных за их счет расходов осуществляется налогоплательщиками в Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Кодексом не предусмотрена отдельная книга учета доходов в виде полученных субсидий, а также какие-либо формы отчетов, представляемых в налоговые органы, о целевом использовании данных средств.

Вместе с тем следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, установлен соответствующими нормами статей 346.16 и 346.17 Кодекса.

Таким образом, доходы в виде средств финансовой поддержки (субсидии) отражаются в доходах и, соответственно, в расходах на дату признания расходов в указанном порядке.

По вопросу налогообложения субсидий, полученных в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признавались денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Таким образом, средства, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в виде указанных субсидий, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

Данный порядок налогообложения распространяется, в том числе на суммы субсидий, полученные в 2010 году индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения на основе патента, которые были ими использованы в 2011 году.

Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *