Будем ли мы агентами НДС, если покупаем право на ПО у нерезидента?

Редакция Usn.su не несет ответственности за материалы, размещенные в этом разделе читателями ресурса. Они добавляются через форму на сайте, и могут быть опубликованы без предварительной модерации.

Лицензионный договор на программу с нерезидентом. Не станем ли мы агентом по НДС?
 

Здравствуйте!
По лицензионному договору покупаем неисключительное право на программу для ЭВМ у нерезидента (Польша). Мы на УСН.
Не становимся ли мы налоговыми агентами по НДС?

DES13

Поделиться
Опубликовано 16 февраля 2010
Комментарии Подписаться на комментарии

нет, ибо льгота. если б не ПО — то стали бы…

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
26) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
(пп. 26 введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ)

Сообщение от Sigurd

нет, ибо льгота. если б не ПО — то стали бы…

Понятно, спасибо. А по налогу на прибыль тоже не будем агентами?

будете, если иное не сказано в соглашении об избежании двойного налогообложения с Польшей.

Есть «СОГЛАШЕНИЕ от 22 мая 1992 года МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА».
В нем сказано: «Статья 11

Доходы от авторских прав и лицензий

1. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
Однако эти доходы могут облагаться налогом также в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают и в соответствии с законодательством этого Государства, но определяемый таким образом налог не может превышать 10 процентов валовой суммы поступлений.
2. Термин «доходы от авторских прав и лицензий» при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения и видеокассеты, любого патента, товарного знака, чертежа или модели, схемы, компьютерной программы, секретной формулы или процесса, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта («ноу — хау»).
3. Положения настоящей статьи применяются также к вознаграждениям, выплачиваемым за предоставление технических услуг, когда такие услуги оказываются в дополнение к продаже, использованию или предоставлению для использования, а также передаче информации, упомянутых в пункте 2 настоящей статьи.
4. Положения пункта 1 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают доходы от авторских прав и лицензий, через расположенное в нем постоянное представительство, или оказывает независимые личные услуги в этом другом Государстве с расположенной в нем постоянной базы, и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой. В таком случае применяются положения статьи 5 настоящего Соглашения.
5. Считается, что доходы от авторских прав и лицензий возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является Правительство этого Договаривающегося Государства, его местный орган власти или лицо с постоянным местопребыванием в этом Договаривающемся Государстве. Если, однако, лицо, выплачивающее доходы от авторских прав и лицензий, независимо от того, имеет ли оно постоянное местопребывание в Договаривающемся Государстве или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство, в отношении которого возникло обязательство выплачивать доходы от авторских прав и лицензий, и расходы по выплате несет такое постоянное представительство, то считается, что такие доходы от авторских прав и лицензий возникают в том Договаривающемся Государстве, в котором расположено постоянное представительство.
6. Если вследствие особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на доходы, или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма выплаченных доходов от авторских прав и лицензий, относящаяся к использованию, праву использования или информации, за которые они выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на эти доходы при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства, с учетом других положений настоящего Соглашения.»

Подскажите, пожалуйста, как это применить к моей ситуации?

НК Статья 312. Специальные положения
1. При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Правильно я понимаю: если у польской компании нет представительства в РФ и она подтверждает постоянное местонахождение на территории Польши, то мы налог не должны удерживать?

Сообщение от DES13

Правильно я понимаю: если у польской компании нет представительства в РФ и она подтверждает постоянное местонахождение на территории Польши, то мы налог не должны удерживать?

нет, неправильно. облагаются по ставке 10%.

Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
2. Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Это в данном случае неприменимо?

не применимо.

Сообщение от FM.

не применимо.

Не могли бы вы объяснить почему?

Потому что программа не на территории РФ?

Ваша норма вот

Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
1. Следующие виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:
4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

Поэтому либо удерживаете налог на доходы нерезидента по ставке 20%, либо получаете от лицензиара налоговый сертификат (заверенный апостилем), подтверждающий, что он лицо с постоянным местопребыванием в Польше, применяете Соглашение об ИДН и удерживаете налог по ставке 10%.

Но в пп. 4 п. 1 ст. 309 прямо не указано программное обеспечение, а неисключительные права на ПО, по-моему, относятся к имущественным правам, упомянутым в п. 2 ст. 309.

А по договору возмездного оказания услуг переводческих услуг при выплате нерезиденту мы не будем налог. агентом, т.к. этого дохода нет в п. 1 ст. 309, но это попадает под п. 2 ст. 309?
А по НДС местом реализации будет территория иностранного государства, поэтому мы не будем налоговыми агентами?

Сообщение от Sigurd

Поэтому либо удерживаете налог на доходы нерезидента по ставке 20%, либо получаете от лицензиара налоговый сертификат (заверенный апостилем), подтверждающий, что он лицо с постоянным местопребыванием в Польше, применяете Соглашение об ИДН и удерживаете налог по ставке 10%.

Все-таки не пойму, почему все настаивают на обязательности удержания, читаем еще раз ст. 11 Соглашения:
могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
могут облагаться налогом также в Договаривающемся Государстве

Вот включить в текст договора пункт о том, что «каждый платит свои налоги сам», я бы не поленился на всякий случай.

Вот мне тоже интересно, как определяется: используется пониженная ставка или налог вообще не платится (в соответствии с соглашением).

Вложений: 1

Вот еще такой ответ нашел.

Барышня (ИМХО) совершенно правильно ответила (последний абзац) — что не облагается, ежели не через постоянное представительство, потому как в Соглашении с Польшей этот момент специально оговорен — п.4 ст. 11

Сообщение от Frol

Все-таки не пойму, почему все настаивают на обязательности удержания, читаем еще раз ст. 11 Соглашения:
могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
могут облагаться налогом также в Договаривающемся Государстве

Вот включить в текст договора пункт о том, что «каждый платит свои налоги сам», я бы не поленился на всякий случай.

Могут — это потому что налоги устанавливаются национальным законодательством , а не Соглашением. В России такой налог установлен и составляет 20%. Соглашение позволяет применить льготную ставку

Пункт включите конечно, только что он Вам даст? Обязанности налогового агента возлагаются на вас не договором, а НК.
Контрагент только рад будет, если вы ничего не удержите.

А как ваша налоговая рада будет

Сообщение от Frol

Барышня (ИМХО) совершенно правильно ответила (последний абзац) — что не облагается, ежели не через постоянное представительство, потому как в Соглашении с Польшей этот момент специально оговорен — п.4 ст. 11

В п. 4 ст. 11 как раз оговорено, что применяется особый порядок по пункту 1, если нет постоянно представительства. Все-таки на первый взгляд, мне кажется, договор может спасти, если такой пункт прописать. Ведь соглашение дает вроде как право выбора. или нет?)

не дает оно никакого право выбора.

Сообщение от Пилкин

не дает оно никакого право выбора.

Все ж хочу еще немножко поспорить:
Однако эти доходы могут облагаться налогом также в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают и в соответствии с законодательством этого Государства, но определяемый таким образом налог не может превышать 10 процентов валовой суммы поступлений.

Так какую ж ставку применить? (эт я на п. 1 17НК намекаю). Почему все бравые комментаторы из компетентных_органов(тм) из этого текста делают вывод, что нужно облагать по ставке 10%? А ежели я обложу по ставке 5%или 0,1%? Это ведь не превышает 10, нес па? А ставка 0% уж вообще с гарантией меньше 10-ти.
Ну и ВАСино ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 февраля 2007 г. N 13225/06 нам в помощь. Я нашел решение первой инстанции — судя по тексту, они при выплатах украинцам (в Соглашении с Украиной те же формулировки «может-может») ничего не удержали, но налорг их привлек только по 123НК за неисполнение налагентских обязанностей, но никакой недоимки «не обнаружил». B ВАС по поводу того, что якобы нужно облагать 10-ю процентами, промолчал.

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)