Одним из условий осуществления международных автомобильных перевозок является приобретение разрешения на въезд в иностранное государство, а также оформление книжки МДП, дающей право на перемещение грузов. Если этими перевозками занимается компания, применяющая УСН, то возникает вопрос о возможности учета расходов на такое оформление при исчислении налога.
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 28.01.11 № 03-11-06/2/09
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Одним из основных нормативных документов, регулирующих правила осуществления международных грузовых перевозок, является Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.
Перевозимые с соблюдением процедуры МДП грузы освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов на промежуточных таможнях. Как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах.
Для осуществления международной перевозки транспортной компании необходимо получить книжку МДП, которая выдается в стране отправления либо в той стране, где держатель находится или имеет постоянное местопребывание. Эта книжка будет сопровождать груз все время перевозки.
Кроме того, в ряде случаев перевозчику помимо услуг по выдаче книжки МДП необходимо оплатить услуги по оформлению разрешения на въезд в иностранное государство, по страхованию МДП, а также по кассовому обслуживанию.
Выдачей книжек МДП и разрешений занимается Ассоциация международных перевозчиков (АСМАП), которая выдает соответствующие оправдательные документы.
УЧЕТ ПРИ УСН
Если компания-перевозчик применяет общую систему налогообложения, то возможность учета таких расходов не вызывает сомнений. А вот учет затрат для транспортных компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, не так прост.
Дело в том, что перечень расходов, которые можно учесть при исчислении УСН, является закрытым. И если такие расходы не поименованы в статье 346.16 НК РФ, то учесть их не получится, даже несмотря на то что они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Минфин России в комментируемом письме рассматривает возможность учета расходов по оформлению книжек МДП как материальных расходов. Напомним, что такие затраты при УСН определяются на основании статьи 254 НК РФ (то есть в соответствии с порядком, предусмотренным для налога на прибыль).
Как отмечают специалисты главного финансового ведомства, организация осуществляет перечисленные выше расходы на приобретение транспортных документов, которые необходимы для выполнения международных перевозок, то есть дают право на перевозку грузов через границу.
Сама книжка МДП представляет собой документ, который подтверждает право на проезд грузовых машин по территории иностранных государств без таможенного досмотра на промежуточных таможнях, и не является ни материалом (так как не используется в производственной деятельности), ни товаром. Она лишь подтверждает определенные права ее обладателя.
На этом основании Минфин России и делает вывод о том, что затраты, понесенные перевозчиком при оформлении книжек МДП, необходимых для международных перевозок, не учитываются в расходах при исчислении УСН.
Существует арбитражная практика, которая подтверждает аналогичный подход. Например, постановление ФАС Центрального округа от 22.08.06 № АА09-2039/05-12-13.
Таким образом, если налогоплательщик решит учесть в расходах суммы, которые были потрачены на оформление книжек МДП, то, вероятнее всего, даже в судебном порядке доказать свою правоту у него не получится.
Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №7, март 2011 г.