Компания может сама определить объем бухучета на «упрощенке». На спецрежиме выгоднее составить полную учетную политику.
Помимо учетной политики для «упрощенки» компаниям, применяющим спецрежим, стоит сформировать и учетную политику для целей бухгалтерского учета. Ведь полностью отказаться от него организация не может. Но вести бухучет полностью или нет, компания может определить сама.
В каком объеме вести бухгалтерский учет на спецрежиме
Упрощенная система подразумевает, что компания освобождена от ведения полного бухгалтерского учета. Исключение сделано для основных средств и нематериальных активов. По крайней мере так определено в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но за время существования спецрежима возникло много ситуаций, где без бухучета не обойтись, что подтверждают судьи и чиновники.
Конституционный суд, к примеру, посчитал, что открытые акционерные общества обязаны вести бухучет полностью независимо от системы налогообложения. Иначе это нарушает права акционеров (определение от 13.06.06 № 319-О).
Не может отказаться от бухгалтерского учета в полном объеме компания, которая обязана представлять или публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Например, при реорганизации (письмо Минфина России от 16.06.09 № 03-11-06/2/104). Также бухгалтерский учет понадобится для расчета и выплаты дивидендов,поскольку необходимо определить чистую прибыль и чистые активы (письма Минфина России от 20.01.09 № 07-02-06/07, от 28.09.09 № 03-11-06/2/198).
Полный бухгалтерский учет понадобится вести при совмещении «упрощенки» и «вмененки». Ведь организации, которые применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от ведения бухгалтерского учета не освобождены, даже если на «вмененку» переведен только один вид деятельности (письмо Минфина России от 29.09.09 № 03-11-06/3/239).
Есть также и более редкие случаи. Например, когда необходимо определить, является сделка компании крупной или нет (письмо Минфина России от 20.01.09 № 07-02-06/07), а также при размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (письмо Минфина России от 15.10.09 № 03-11-09/349). В последнем случае бухгалтерскую отчетность организации требуется публиковать.
В конце концов ведение бухгалтерского учета целесообразно с практической точки зрения. Иначе трудно оценить финансовое положение компании, причем не только собственнику, но и кредиторам или инвесторам. А это может затруднить получение кредитов или займов. К тому же, если компания решит снова перейти на общую систему или слетит с «упрощенки», то восстановить бухгалтерский учет, когда его не вели, будет очень проблематично.
Что включить в бухгалтерскую учетную политику
Если компания на «упрощенке» решила вести бухгалтерский учет в полном объеме, то и в учетную политику необходимо включать все данные. То есть как при общей системе налогообложения.
Если все же компания решила вести бухгалтерский учет в усеченном виде, то есть в части основных средств и нематериальных активов, то в политику вносят только отдельные положения. Например, способ начисления амортизации и формирования первоначальной стоимости активов.
При этом в краткую политику стоит записать организационные моменты. Например, порядок формирования бухгалтерской службы, то есть кто ведет бухгалтерский учет в компании, способы его ведения – электронно или на бумаге. Также понадобится определить критерий существенности и т. п. Кроме того, помимо политики необходимо оформить и другие документы. Например, график документооборота и график инвентаризации, а также утвердить формы первичных учетных документов.
Статья напечатана в газете «УНП» № 3, 2010