На практике нередко возникают ситуации, когда организации, применяющие ОСН, отказываются сотрудничать напрямую с компаниями на УСН. Объясняется это невозможностью принять НДС к вычету по таким сделкам компанией на ОСН.
В подобных случаях компании на упрощенке вынуждены по просьбе контрагентов, выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС, возлагая на себя обязанность по перечислению налога в бюджет.
Отсюда закономерно возникают вопросы:
— нужно ли включать в налогооблагаемый доход «упрощенца» сумму НДС, полученную от покупателей товаров (работ, услуг);
— каков порядок уплаты НДС в бюджет, если, предположим, оплата производится по частям, либо с нарушением срока оплаты.
К сожалению, напрямую Налоговый кодекс РФ ответов на эти вопросы не содержит. А позиция фискальных органов очевидна:
— налогоплательщик обязан включать в налогооблагаемый доход суммы НДС, полученные от контрагентов (покупателей). В одном из последних Писем (от 2 ноября 2010 г. N 16-15/115179) налоговая служба указала примерно следующее. Поскольку налогоплательщик, применяющий УСН, добровольно выставляет счета-фактуры заказчику, с выделением в них НДС, он обязан включить поступившие ему на расчетный счет (в кассу) суммы НДС в состав доходов при исчислении налога. При этом, глава 26.2 НК РФ не предусматривает уменьшение доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими УСН, на суммы НДС, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям товаров (работ, услуг);
— сумма НДС должна быть уплачена налогоплательщиком полностью, независимо от того, была ли произведена оплата выставленных счетов-фактур сразу или по частям.
Однако выводы налоговых органов не нашли своей поддержки в практике арбитражных судов, что, на наш взгляд совершенно справедливо.
Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в деле № А41-К2-25787/04 по первому вопросу высказался однозначно: «из смысла положений Налогового кодекса РФ следует, что суммы, неосновательно исчисленные и полученные в качестве налога на добавленную стоимость плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, не являются его доходом для целей исчисления уплачиваемого им налога».
В таком случае, очевидно, что у налогоплательщика не возникает экономической выгоды, то есть дохода, в смысле статьи 41 НК РФ. Иначе, возникла бы ситуация двойного экономического налогообложения, что противоречит принципам налогового права.
Относительно вопроса о порядке уплаты НДС в бюджет, практика арбитражных судов также складывается в положительном для налогоплательщиков ключе.
Так, в одном из своих постановлений по делу №Ф09-8259/11 ФАС Уральского округа поддержал налогоплательщика, уплачивающего НДС по мере получения оплаты от покупателей, указав следующее:
«Положения ст. 173 НК РФ следует признать специальной нормой, предусматривающей изъятие в бюджет у лиц, которые не являются плательщиками данного налога, неосновательного обогащения в виде предъявленного и полученного от покупателей НДС. Общество плательщиком НДС не является, поэтому, к нему не могут быть применены положения, относящиеся к порядку определения налоговой базы, в том числе, по применению учетной политики.
Поскольку неосновательное обогащение связывается с получением оплаты от покупателя, то с этой даты возникает и обязанность перечислить эти денежные средства в бюджет».
Таким образом, резюмируя позицию суда, перечисление налога должно производиться по мере поступления денежных средств от контрагентов, которым выставлены счета-фактуры.
Данная правовая позиция также была отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 N 4544/07.