Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.
Налоговым периодом по единому налогу при упрощенке является год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Налоговую базу нужно определять исходя из доходов и расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Общехозяйственные расходы, которые одновременно относятся к обоим видам деятельности, нужно распределять пропорционально удельному весу доходов (выручки) по каждому из них в общем объеме доходов по фирме в целом.
Порядок составления такой пропорции законодательно не установлен. Возможны два варианта. Соотношение доходов и расходов (долю выручки, относительно которой распределяются расходы) можно определять:
- помесячно (например, за январь, февраль, март и т. д.);
- нарастающим итогом с начала года (например, за январь, январь-февраль, январь-март и т. д.).
Позиция Минфина России по этому вопросу неоднозначна. В письмах от 14 декабря 2006 г. № 03-11-02/279 и от 24 января 2007 г. № 03-04-06-02/7 Минфин России высказывается в пользу первого варианта. При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности он рекомендует использовать показатели за месяц, в котором общехозяйственные расходы распределяются. Расходы, рассчитанные таким образом, суммируются и включаются в налоговую базу нарастающим итогом с начала года.
Названные письма посвящены способам распределения расходов при совмещении ЕНВД с общей системой налогообложения. Но поскольку принципы расчета налога на прибыль и единого налога при упрощенке аналогичны, рекомендации Минфина России можно использовать и при совмещении двух специальных режимов налогообложения.
Между тем в письмах от 5 декабря 2005 г. № 03-11-02/76 и от 12 апреля 2007 г. № 03-11-05/70 отражена другая позиция. Показатели, определенные нарастающим итогом с начала года, Минфин России предлагает использовать не только для формирования налоговой базы, но и для составления пропорции, в соответствии с которой распределяются общехозяйственные расходы.
Доля общехозяйственных расходов по деятельности, переведенной на ЕНВД, и в первом, и во втором вариантах определяется как разница между общей суммой этих затрат и суммой, учтенной при расчете единого налога при упрощенке. Однако в первом случае пропорцию нужно составлять только в тех периодах, когда фирма осуществляла оба вида деятельности. Если в течение года деятельность на упрощенке прекращается, то основания для распределения общехозяйственных расходов исчезают. Всю фактическую сумму таких затрат следует относить на деятельность, переведенную на ЕНВД.
Во втором случае пропорцию придется составлять до конца календарного года. При этом удельный вес доходов от деятельности на упрощенке после ее прекращения будет неуклонно снижаться. Это повлечет за собой пропорциональное уменьшение доли общехозяйственных расходов, которые можно учесть при расчете единого налога при упрощенке. В результате, несмотря на отсутствие деятельности, налоговые обязательства фирмы могут возрасти.
Поскольку ни один из предложенных методов распределения общехозяйственных расходов законодательно не закреплен, фирма вправе выбрать любой из них и закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Разъясните, пожалуйста, следующую ситуацию. Предприятие применяет общую систему налогообложения и распределяет общехозяйственные расходы пропорционально заработной плате. В этом году было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и распределять общехозяйственные расходы пропорционально доходам. В каких случаях предприятие может принять такое решение и правомерно ли это?