В планах законодателей – упростить «упрощенку», усложнить ЕНВД

В Госдуме находится законопроект, который вносит существенные изменения в Налоговый кодекс РФ. Коснутся они тех, кто работает на «упрощенке» и платит ЕНВД. Законопроект уже одобрен Правительством РФ, очередь за депутатами. Суть внесенных поправок мы обсудили с одним из разработчиков законопроекта – Косолаповым Александром Ильичем, начальником отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

– Александр Ильич, когда вступят в силу поправки, которые предлагает указанный законопроект?

– Изначально в законопроекте планировалось, что все изменения начнут действовать уже с начала 2007 года. Но чтобы поправки вступили в силу с 1 января, они должны быть одобрены Госдумой, подписаны президентом и опубликованы до 1 декабря 2006 года. Я полагаю, что в эту сессию депутаты в лучшем случае успеют рассмотреть законопроект в первом чтении, потом он должен быть направлен на рассмотрение субъектам Российской Федерации, а окончательно он будет принят не ранее весны 2007 года.

– Это значит, что вступят они в силу только с 2008 года?

– Да. Однако хочу обратить внимание, что ряд поправок по «упрощенке» существенно улучшает положение налогоплательщика. Как раз они скорее всего после вступления в силу закона могут иметь обратную силу – с 1 января 2007 года. Тем более что в законопроект включен ряд положений, которые устраняют неоднозначное толкование Налогового кодекса РФ. Такие поправки, по сути, законодательно закрепляют правила для «упрощенщиков», которые применяются ими уже сейчас. Поэтому их действие может быть распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

– Какие же поправки улучшат положение «упрощенщиков»?

– Самое позитивное изменение – право «упрощенщиков» списывать в расходы сырье и материалы сразу после их фактической оплаты. То есть больше не придется дожидаться реализации товаров и списания материалов в производство.

– А что за поправки, устраняющие неясности законодательства?

– Например, если «упрощенщик» вернул покупателю аванс, включенный ранее в налогооблагаемый доход, то эту сумму можно списать в расходы. Это логично, поскольку в момент получения денег выручка организации увеличилась, но если потом деньги были возвращены, то доходы уменьшились. Несмотря на очевидность, этот момент вызывал много споров, Минфину пришлось внести поправку по этому поводу.

Кроме того, уточняется порядок применения коэффициента-дефлятора, на который корректируется выручка компании за 9 месяцев при переходе на «упрощенку». Этот коэффициент предлагается брать за тот год, когда подается заявление о переходе на «упрощенку». Таким образом, если фирма подает заявление о переходе на спецрежим, скажем, с 2008 года, то умножать выручку за 9 месяцев ей нужно будет на коэффициент 2007 года.

– Помнится, в Госдуме не раз обсуждали перспективу запретить применять «упрощенку» тем, кто прошел реорганизацию. Многие ведь используют этот прием как способ минимизации…

– Такая поправка в указанном законопроекте не предусматривается. Впрочем, не исключено, что при подготовке законопроекта ко второму чтению этот вопрос опять будет поставлен на обсуждение.

– Какие еще изменения планируются?

– В законопроекте предусматривается решить такую проблему, как отсутствие переходных положений для учета расходов при смене объекта налогообложения.

– Кстати, по поводу переходных положений. Могут ли сейчас организации, которые слетели с «упрощенки», получить освобождение от НДС, если у них небольшая выручка? В Налоговом кодексе этот момент прописан нечетко…

– Законопроект, который мы с вами обсуждаем, предусматривает изменение в статью 145 Налогового кодекса. В настоящее время возникает парадоксальная ситуация: налогоплательщик переходит с «упрощенки» на общий режим, его выручка за три месяца не превышает двух миллионов рублей, следовательно, формально он имеет право на освобождение от НДС. Но для подтверждения права необходимо предоставить выписку из баланса или из книги продаж или копию журнала счетов-фактур. А всего этого у «упрощенщика» нет. В законопроекте прописывается, что в данном случае достаточно предоставить копию книги учета доходов и расходов.

– Перейдем к ЕНВД. Законодатели традиционно каждый год пересматривают размер базовой доходности. Ваш законопроект также предполагает дополнительные изменения?

– Будет введена новая система расчета базовой доходности для тех, кто платит ЕНВД с торгового места. Налог будет зависеть не только от количества торговых мест, но и от их площади. До пяти квадратных метров ставка останется фиксированной, а выше придется платить за каждый метр. Еще транспортные услуги предлагается разделить на грузовые и пассажирские. Также появится новый вид «вмененной» деятельности – сдача в аренду земельных участков для организации торговых мест.

– Часто спор возникал в связи с применением коэффициента К2. В Налоговом кодексе за налогоплательщиком сохраняется право самостоятельно уменьшать этот коэффициент, если он работал неполный месяц. Но на местах власти подобную «самодеятельность» не приветствуют…

– Согласно поправкам, применение такой нормы будет возможно только в случае, когда «вмененщик» работает на территории разных муниципальных образований. Тогда он сам высчитывает, сколько дней он отработал в одном муниципальном образовании, сколько в другом. А вот если организация часть месяца простаивала, то налог придется платить полностью. Следует отметить, что действующий порядок расчета коэффициента К2 уже предусматривает учет таких факторов, как сезонность, режим работы, фактический период деятельности, которые в законопроекте не отменяются, просто исключается возможность применения их дважды.

– А что можно сказать про вступление в силу изменений по ЕНВД?

– Так как по ЕНВД налоговым периодом признается квартал, то изменения в отношении него могут вступить в силу в течение 2007 года.

Главбух № 21, 2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *