В настоящее время многие компании, от мала до велика, если уж и не имеют свой собственный сайт в Интернете, так уж точно над этим подумывают. Примечательно, что параллельно растет и число помощников, которые всеми силами стараются посодействовать организациям не только в проникновении во Всемирную паутину, но и в раскрутке их «детища». Омрачает ситуацию лишь то, что не всегда можно безболезненно списать в расходы стоимость подобных услуг. Особенно остро эта проблема стоит у фирм на УСН.
Д. Климов, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"
Подсоединяемся!
Первое, о чем обычно задумывается руководство компании или ПБОЮЛ, — насколько им необходим Интернет; и если уж действительно без него не обойтись, то как его подключить с минимальными потерями?
Прежде всего, надо заключить договор с организацией-провайдером. На его основании "упрощенцы", работающие с объектом "доходы минус расходы", вправе учесть затраты на подключение и использование Всемирной сети при расчете единого налога (письмо Минфина от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/2/70). Получив доступ к Интернету, через какое-то время организации и предприниматели, как правило, начинают расширять круг своих потребностей.
Так, если коммерсант решил установить себе корпоративную электронную почту, то расходы на ее обслуживание также можно списать в уменьшение "упрощенной" прибыли. Основание — подпункт 18 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, поскольку услуги, связанные с электронной почтой, соответствуют понятию "услуги связи" в соответствии с Законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи". Причем эту точку зрения поддерживают и представители Минфина (письма от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/151, от 9 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/1/78). Естественно, при условии, что указанные расходы документально подтверждены, экономически обоснованны и произведены с целью получить доход.
Без сайта — как без одежки…
Многим компаниям и предпринимателям для привлечения новых клиентов необходим интернет-сайт. Затраты на него начинаются с разработки сайта и регистрации его доменного имени, а заканчиваются размещением и поддержкой в сети Интернет.
Компания может разработать сайт как своими силами, так и обратившись к специализированной организации. Правда, независимо от того, как он создавался, главным критерием при учете расходов является наличие или отсутствие у фирмы исключительных прав на него.
В том случае, если организация получает исключительные права, расходы по созданию сайта можно отражать как нематериальный актив. Это следует из требований подпункта 2 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Напомним, что нематериальными активами являются приобретенные и (или) созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них). Они должны участвовать в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и использоваться для управленческих нужд организации в течение срока более 12 месяцев (ст. 257 НК). К тому же необходимо наличие у организации документов, подтверждающих существование самого нематериального актива (стоимостью более 10 000 рублей) и исключительного права на него. Таковыми могут быть: патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор товарного знака. Нельзя забывать и о другом немаловажном критерии, таком как направленность на получение дохода.
Немного сложнее обстоит дело в случае отсутствия у компании исключительных прав на программный продукт. Правда, особых проблем не возникнет, если сайт создан сотрудником фирмы. Тогда содержание сайта является плодом деятельности работника, и соответственно, право на него принадлежит организации (п. 2 ст. 12 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных").
При обращении к сторонней организации, как правило, фирме удается выкупить лишь неисключительные права, да и то на определенный период времени. Тогда затраты, связанные с разработкой сайта, можно учесть полностью только в том случае, если на нем размещена рекламная информация о деятельности компании. В таком случае, по мнению представителей Минфина, обнародованному в письме от 12 марта 2006 г. № 03-03-04/2/54, оплата услуг будет считаться расходами на рекламу (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК). Здесь очень важно обратить внимание на следующее. Реклама, размещенная на сайте, распространяется через коммуникационные сети, поэтому расходы на создание сайта не нормируются.
Стоимость регистрации домена включается в состав затрат по созданию нематериальных активов (письмо Минфина России от 17 июля 2003 г. № 04-02-05/2/37) либо в состав рекламных расходов.
Источник: Пензенский Деловой Портал