Обновленный учет для «упрощенки»

После изменений, внесенных в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ Федеральным законом от 21.07.05 № 107-ФЗ, Минфин России решил обновить книгу учета доходов и расходов. 3 февраля этого года Минюст России зарегистрировал соответствующий приказ финансового ведомства от 30.12.05 № 167н. Сразу скажем, что новая редакция книги весьма неожиданна. А если учесть, что она вводится с начала 2006 года, то это обернется для многих бухгалтеров новыми проблемами.

Новое — хорошо забытое старое

Итак, в первый раздел книги доходов и расходов опять вернулись графы «Доходы — всего» и «Расходы — всего». Напомним, что такой порядок отражения доходов и расходов был в первой редакции книги. Однако после решений ВАС РФ от 22.01.04 № 14770/03 и от 08.09.04 № 9352/04 такая система была признана не соответствующей требованиям статьи 346.24 НК РФ. Ведь эта норма кодекса обязывает вести налоговый учет тех показателей, которые необходимы для исчисления налоговой базы и суммы единого налога.

Несмотря на это, финансисты снова желают видеть в книге для «упрощенцев» все полученные ими доходы и произведенные расходы. Для этих целей предусмотрены графы 4 и 6. А графы 5 и 7 предназначены для отражения соответственно доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы.

С какой же целью Минфин России вернул старый порядок учета доходов и расходов? А может, это всего лишь случайность или ошибка?

Официальная позиция

Источник «УНП» в отделе специальных налоговых режимов Минфина России: «Никакой ошибки здесь нет. Мы целенаправленно вернули в книгу учета доходов и расходов графы для отражения всех доходов и расходов. Сделано это было из-за изменений, внесенных в статью 346.17 НК РФ Федеральным законом от 21.07.05 № 101-ФЗ. Ведь с 2006 года для признания некоторых расходов недостаточно выполнить условия по принятию затрат к учету и их оплаты. Например, для покупных товаров нужен факт реализации. Поэтому, получая товары, "упрощенцы" будут заносить их стоимость в графу "Доходы — всего", а после реализации постепенно списывать в графу "в т. ч. расходы, учитываемые при исчислении единого налога"».

Как видите, специалисты Минфина считают такие нововведения вполне закономерными. Однако, на наш взгляд, этот подход по-прежнему остается неправомерным. Ведь статья 346.24 НК РФ не менялась. А это означает, что для налогового учета по-прежнему нужны только те доходы и расходы, которые формируют налоговую базу по единому налогу.

Справка для расчета налоговой базы

Кроме изменений, вызывающих принципиальные споры, в форму книги доходов и расходов внесены и совершенно новые регистры. Так, первый раздел дополнен справочной частью, которую должны заполнять налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы». Напомним, что такие организации и предприниматели, если они заплатили по итогам года минимальный налог, имеют право в будущем включить в расходы разницу между суммой перечисленного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке (ст. 346.18 НК РФ). Для реализации этого права предусмотрена строка 030 справочной части, в которой и указывается такая разница. По строкам 010 и 020 справочной части отражаются соответственно доходы и расходы за текущий налоговый период, учитываемые при расчете единого налога. Значение показателей определяется по итогам года.

В зависимости от полученного результата (доход или убыток) налоговая база отражается по разным строкам, а не отрицательным или положительным значением. Если в результате расчетов получен доход, он отражается по строке 040 справочной части, а убыток — по строке 041.

Третий раздел стал «убыточным»

Фактически в справочной части рассчитывается налоговая база. До внесения изменений для этих целей был предусмотрен третий раздел книги доходов и расходов. Сейчас в нем содержится информация об убытке, который переносится на будущее и уменьшает налоговую базу. Сумма неперенесенного убытка определяется на начало и конец налогового периода, то есть календарного года. Соответственно сумма не перенесенного убытка на начало года (строки 010-110 раздела 3) соответствует такой сумме на конец предыдущего года (строки 150-200 раздела 3). Эти суммы отражаются с разбивкой по годам образования убытка.

Чтобы рассчитать сумму не перенесенного убытка на конец года, предусмотрены следующие строки третьего раздела. По строке 120 указывается налоговая база за текущий год, по строке 130 — сумма убытка, уменьшающего налоговую базу текущего периода. При этом по этой строке сумма не может превышать 30 процентов от налоговой базы, отражаемой по строке 120 (ст. 346.18 НК РФ). Если получен убыток, его отражают по строке 140. Сумма убытка, переносимого на будущие налоговые периоды, отражается по строке 150 раздела 3.

Начало работы по новой форме

В самом приказе финансисты не уделили внимания порядку вступления его в силу. Следовательно, действует общий порядок — работать по новой книге учета доходов и расходов нужно начинать по истечении 10 дней со дня официального опубликования приказа Минфина (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

Однако чиновники думают иначе.

Официальная позиция

Источник «УНП» в отделе специальных налоговых режимов Минфина России: «Действительно, дата вступления в силу приказа Минфина от 30.12.05 № 167н не указана. Но он будет действовать с 1 января этого года. Это связано с тем, что налоговым периодом в упрощенной системе является календарный год, а он начинается с 1 января».

Из-за такой позиции главного финансового ведомства у тех плательщиков единого налога, кто ведет книгу учета доходов и расходов в бумажном варианте, возникнет следующая проблема. Как в старом, так и в новом порядке заполнения книги финансисты требуют заверять ее подписью и печатью налоговиков. Причем до начала ведения книги (п. 1.5 приложения № 2 к приказу Минфина России от 30.12.05 № 167н). Исключение только для тех, кто ведет учет в электронном виде. Они распечатывают и заверяют книгу по окончании налогового периода.

Как же быть тем организациям, кто ведет учет на бумажном носителе? Ответ на этот вопрос нам дали в одном из региональных управлений ФНС. Скорее всего именно такой позиции будут придерживаться и инспекции на местах.

Официальная позиция

Источник «УНП» в отделе налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по Московской области: «Наша позиция однозначна: тем налогоплательщикам, кто ведет учет на бумажном носителе, необходимо зарегистрировать в налоговых инспекциях новую книгу доходов и расходов и перенести в нее все записи текущего года».

Любовь Пашинина, эксперт «УНП»

Источник: Приказ Минфина России от 30.12.05 № 167н Зарегистрирован Минюстом России 03.02.06 № 7453 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее запол

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *