Расставание с имуществом на пути к спецрежиму

Несмотря на постоянные поправки и уточнения, Налоговый кодекс все еще «страдает» пробелами. Например, глава 26.3 не поясняет, как правильно списывать основные средства при переходе на упрощенный режим налогообложения. Эту оплошность законодателей решил исправить Минфин.

Ю. Кёлер

Определяем остаточную стоимость

Работая на упрощенной системе налогообложения, вы вправе включить в состав расходов остаточную стоимость основных средств, приобретенных до перехода на этот режим (п. 2 ст. 346.16 НК). Правда, сделать это единовременно нельзя: списывать стоимость имущества придется поэтапно (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК).

Существенным упущением законодателей оказалось то, что они не пояснили, как определить остаточную стоимость имущества на момент перехода на упрощенку. Вернее, чиновники сделали это только для фирм, которые до применения упрощенной системы считали прибыль по методу начисления. Такие компании из покупной цены основного средства должны вычесть сумму начисленной по нему амортизации, рассчитанной по правилам главы 25 Налогового кодекса (подп. 2 п. 1 ст. 346.25 НК).

Однако эта категория фирм далеко не единственная. Кроме них существуют те, кто до перехода на упрощенный режим считал налог на прибыль кассовым методом. Кроме того, есть фирмы, которые до упрощенки платили единый налог на вмененный доход или просто перевели один из объектов своего имущества из «вмененного» вида деятельности в «упрощенный».

Прояснить ситуацию наконец-то взялся Минфин (письмо от 25 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/88). По его мнению, фирмы, которые до упрощенки считали прибыль кассовым методом, могут определять остаточную стоимость основных средств в порядке, предусмотренном для метода начисления.

Получили указание и фирмы, которые платили ЕНВД, но с нового года начинают работать на упрощенном режиме. Чиновники из Минфина считают, что остаточную стоимость основных средств в этом случае также нужно рассчитать по правилам, установленным для налога на прибыль в главе 25 Налогового кодекса.

Это в полной мере относится как к тем фирмам, которые полностью меняют сферу деятельности, так и к тем, кто собирается совмещать два налоговых режима. В последнем случае «упрощенному» виду деятельности передают не все основные средства, а лишь их часть, которая не будет использоваться во «вмененном» бизнесе.

Заметьте, что разъяснения Минфина в корне отличаются от тех, что чуть меньше года назад опубликовали налоговики в своем письме от 27 сентября 2004 г. № 22-1-14/1558. Проверяющие считали, что остаточную стоимость основных средств надо определять по данным бухгалтерского учета, что, согласитесь, для фирм, которые платят ЕНВД, гораздо удобнее. Теперь же налоговики, несомненно, свою позицию изменят в пользу мнения вышестоящей организации.

Работа над ошибками

Из письма Минфина, вернее, из той его части, которая посвящена фирмам – плательщикам ЕНВД, можно сделать один весьма положительный вывод. Даже если вы решили одновременно использовать два спецрежима, ЕНВД и упрощенку, стоимость основного средства, передаваемого в «упрощенную» деятельность, можно учесть в составе своих расходов.

Прежде налоговики считали это ошибкой. Они говорили, что фирма, которая совмещает упрощенную систему налогообложения с ЕНВД, не перешла в полной мере на упрощенку. А это значит, что основные средства нельзя отнести ни к одной категории: ни к имуществу, приобретенному до «упрощенного» периода, ни к имуществу, приобретенному после оного. Теперь со столь странной логикой проверяющие могут проститься.

Пример

ООО «Пассив» занимается оптовой и розничной торговлей. С оптовой деятельности фирма платила обычные налоги, с розницы – ЕНВД.

С 1 января 2005 года бухгалтер «Пассива» перевел оптовую торговлю на упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве базы для расчета единого налога доходы минус расходы.

На балансе «Пассива» числится принтер, который использовали в обоих видах деятельности. С 1 января принтер решили прикрепить к «оптовому» подразделению.

Первоначальная стоимость принтера – 50 000 руб.

Общая сумма амортизации, начисленной по нему в налоговом учете, – 10 000 руб. Из них 8000 руб. бухгалтер отнес к расходам по оптовой торговле, 2000 руб. – по розничной.

Бухгалтер «Пассива» определил остаточную стоимость принтера по состоянию на 1 января 2005 года:

50 000 руб. – 10 000 руб. = 40 000 руб.

Срок полезного использования принтера составляет четыре года. То есть в течение первого года работы на упрощенной системе налогообложения бухгалтер может списать 50 процентов его стоимости.

Бухгалтер «Пассива» рассчитал остаточную стоимость принтера, которую можно списать в I квартале 2005 года:

40 000 руб. x 50% : 4 = 5000 руб.

Когда средство становится основным?

Бывает, что имущество оприходовали до того, как фирма перешла на упрощенку (Дебет 08 Кредит 60), а включили в состав основных средств (Дебет 01 Кредит 08) после. Что считать датой приобретения основного средства? Ведь от этого зависит порядок учета его стоимости в составе расходов. К сожалению, Налоговый кодекс четкого ответа на этот вопрос не дает.

В Минфине решили исправить это досадное недоразумение. Чиновники уверяют, что капиталовложения не являются основными средствами (п. 3 ПБУ 6/01). А потому имущество, которое купили до перехода на упрощенную систему налогообложения, станет основным только после того, как вы учтете его на счете 01. Это означает, что списывать его стоимость на расходы нужно по правилам, установленным для имущества, приобретенного после перехода на упрощенку, то есть единовременно. Такой вывод работников Минфина, безусловно, не может не порадовать.

Также чиновники отметили, что ни в коем случае нельзя включать в расходы стоимость основных средств, которыми фирма пользуется по договору аренды или лизинга, даже если подобное имущество числится на балансе лизингополучателя. Имущество, которое фирма получила по договору лизинга, можно учесть в составе расходов только после того, как произойдет переход права собственности.

внимание

Если вы приобрели основное средство до перехода на упрощенную систему налогообложения, но оплатили после, его остаточная стоимость совпадет с первоначальной. Дело в том, что при кассовом методе амортизируется только полностью оплаченное имущество (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК).

внимание

Остаточная стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, если:

• первоначальная стоимость основного средства в этих учетах одинакова;

• срок службы основного средства как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1;

• в обоих учетах амортизация начисляется линейным методом.

Ю. Кёлер

Источник: Материал предоставлен журналом «Расчет»

Поделиться
Опубликовано 20 июня 2005

Подписаться на комментарии Подписаться на будущие комментарии через RSS 2.0

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)