Белорусские предприниматели говорят о падении доходов и размышляют, как вывести бизнес из страны

Образовательная компания Like Центр изучила настроения белорусских предпринимателей и влияние сложившейся политической обстановки на бизнес-климат страны.

Результаты исследования показали, 64,2% белорусских предпринимателей считают внутреннюю политическую нестабильность причиной падения доходов бизнеса в этом году. 23,7% из них оценили убытки в диапазоне от 1 000 до 3 000 BYN (около 30 000 – 90 000 рублей), 12,8% недополучили от 3 000 BYN до 10 000 BYN (около 90 000 – 300 000 рублей), 18,7% отметили незначительные потери до 1 000 BYN (около 30 000 рублей).

6,2% респондентов заявили, что политическая обстановка заставила их задуматься о том, чтобы закрыть бизнес. Еще 15,4% участников опроса признались, что не видят возможности для развития бизнеса в той ситуации, что сложилась в Беларуси, и ищут решения, чтобы вывести бизнес в другую страну.

Bielorusskiie-priedprinimatieli-ghovoriat-o-padienii-dokhodov-i-razmyshliaiut-kak-vyviesti-biznies-iz-strany_1

Внутренняя напряженность в Беларуси повлияла и на начинающих предпринимателей. Почти каждый третий из тех, кто думал начать бизнес, отказались от идеи: 17,2% решили, что сейчас не лучшее время для запуска, 11,3% не смогли  справиться трудностями, возникшими в связи со сложной обстановкой в стране, а 27,3% респондентов засомневались и теперь не знают, как быть со своим проектом. Главным ограничивающим фактором начинающие предприниматели отметили возросшие после августовских событий риск и неопределенность (56,8%). Также участники опроса упоминали сложности, связанные с привлечением инвестиций: 22,7% обнаружили, что в условиях неопределенности вкладывать деньги в стартап отказались даже те, кто был готов ранее.

«Бизнес чувствителен к внутренней политической обстановке. Нестабильность порождает неопределенность, неопределенность — страх,  который усиливает внутреннее сопротивление начинающих предпринимателей и мешает им сделать шаг. В такой ситуации они часто склонны отказываться от запуска собственного дела. Действующим бизнесменам отступать некуда. Они пытаются найти новые точки  опоры: оптимизируют работу, переходят на удаленку, меняют бизнес-модели и т. д. Но это, скорее, временное явление и в итоге бизнес, так или иначе, адаптируется под новые обстоятельства», — отмечает генеральный директор образовательной компании Like Центр Василий Алексеев.

Справка:

Исследование проводилось в форме опроса. В нем приняли участие 477 человек. Из них 257 — действующие предприниматели, а 220 респондента только планируют запустить бизнес.

Like Центр — одна из крупнейших образовательных компаний в России для начинающих и действующих предпринимателей, основанная бизнесменом Аязом Шабутдиновым. В 2019 году 10,5% доли в ООО «Лайк Бизнес» (управляющей компании Like Центра) через один из своих фондов приобрел Сергей Солонин.

Бизнес-сообщества Like Центра открыты в 163 городах России и СНГ, в том числе в Республике Беларусь. За 5 лет обучение по программам компании прошли около 400 тысяч человек. В 2019 году образовательная программа Like Центра «Скорость» была рекомендована Министерством экономического развития РФ для обучения предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность.

Like Центр имеет собственный фонд, инвестирующий в проекты выпускников. На текущий момент компания выкупила доли в 19 бизнесах.

В 2019 году Like Центр занял 5-е место в рейтинге крупнейших EdTech-компаний России, опубликованном РБК. В 2020 году компания попала в топ-100 инновационных EdTech-компаний России и СНГ, согласно исследованиям аналитической компании HolonIQ.

Выручка сети в 2019 году составила 932 млн рублей, выручка за 9 месяцев 2020 года — 957 млн рублей.

Контакты для СМИ:

Пресс-служба Like Центр

+7 996 7224756

press@likebiz.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *