Финансовый рынок страны лихорадит от несогласованности действий топ-менеджеров регулятора
Рыночная экономика – это экономика кредита. Мотор этой экономики – кредитные учреждения, банки. От того, какая погода на финансовом рынке, как себя чувствует банковский сектор, зависит будет ли развиваться народное хозяйство страны, или же загнивать и стагнировать.
О неблагополучии в российском банковском секторе не знает только неграмотный. Но ни для кого не секрет, что в этом есть доля вины и российского регулятора, который то просто отпускает на самотек ситуацию на финансовом рынке, то прибегает к таким методам, которые иначе чем волюнтаристскими не назовешь.
«Мы начали процесс оздоровления банковского сектора четыре года назад… Сделана значительная часть работы, однако еще год или два мы должны будем наводить порядок»,- заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в интервью немецкой газете Handelsblatt.
Оздоровление оздоровлению рознь. Если оно производится по равным для всех правилам «игры», если во главу угла ставится государственный интерес и соблюдение российского законодательства, то такой подход можно только приветствовать и ожидать в скором времени доступных реальному сектору экономики кредитов и связанному с ними экономическому росту.
Но если на политику регулятора влияет исход нешуточной борьбы кланов в нем самом, если при этом некоторых должностных лиц Центробанка можно заподозрить в коррупционных мотивах, то ни о каком реальном оздоровлении российских финансов, не взирая на оптимистичные заявления руководителей ЦБ, говорить не приходится.
Факты – упрямая вещь. И они свидетельствуют о том, что в Банке России нет команды единомышленников, а следовательно нет и единых правил игры, то бишь оздоровления банковского сектора.
В мае этого года зампред ЦБ Сергей Швецов утверждал, что этот год будет последним годом массовой зачистки банковского сектора. Но участники рынка недолго радовались этой утешительной новости. Сначала Центробанк в лице Дмитрия Тулина и Василия Поздышева жестоко расправился с «Югрой» Алексея Хотина, затем решил санировать «Открытие» Алекперова, Мамута и Федуна, а также Бинбанк Шишханова и Гуцериева. Потом почему-то решил спасать «Промсвязьбанк» братьев Ананьевых, вызвав подозрения в протекционизме, поскольку банку выдали в нарушение всех правил ЦБ более 120 млрд по межбанковскому кредиту аж на целых три месяца.
И вот на днях первый зампред Центробанка Дмитрий Тулин сообщил о возможной санации крупнейших российских банков.
«Похоже, ни один банк не сможет быть уверен в своем будущем» — комментируют его слова российские СМИ.
Телеграмм-канал Banksta назвал высказывание Тулина «набрасыванием на вентилятор» и посмеялся над «умением цэбэшников успокоить финансовый сектор». «Это какой-то очевидный удар по остаткам частного сектора», — подчеркнули авторы Banksta.
На самом деле, ситуация гораздо хуже, чем ее оценивают банковские эксперты.
Дело в том, что в самом Центробанке сплошь и рядом говорят одно, делают другое, причем не слишком-то отдавая себе отчет в последствиях своих действий.
В распоряжении общественности оказался «Протокол №36 заседания комитета банковского надзора Банка России» от 07 июля 2017г., то есть за два дня до появления в «Югре» представителей «ликвидационной комиссии».
Как показывают документы, ЦБ изначально не собирался доводить финансовую организацию до катастрофы. Если верить тексту документа, участники консилиума единогласно решили, что «ситуация» требует не оперативного вмешательства, а скорее консервативного лечения. Да, специалисты Агентства по страхованию вкладов привлекались к участию в деятельности банка, но оказывались сильно ограничены в инструментах воздействия на неё. А как иначе, если довериться упомянутому выше письму надзор постановил «не применять меры, предусмотренные статьей 74 федерального закона «О Центральном банке РФ», «не вводить… запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц», «не отзывать лицензию на осуществление банковских операций».
Но уже 10 июля ЦБ обнародовал приказ о вводе в банк «Югра» временной администрации и «введении моратория на удовлетворение требований кредиторов». Самое удивительное, — то что это распоряжение датировано 7 июля, то есть одновременно с заседанием надзорного комитета!
Таким образом, если вы услышите, что у кого-то левая рука не ведает, что творит правая, знайте, что речь идет о Банке России. В реальности это означает, что судьбу «Югры» решили негласно, посредством, как говорится, подковерной практики.
На самом деле все фигуранты центробанковского византийства, как представляется, хорошо отдают себе отчет в своих действиях. Их, похоже, мотивирует не закон, а корысть.
Серым кардиналом сомнительного процесса псевдоконсолидации банковского сектора эксперты называют первого заместителя главы Центрального банка Дмитрия Тулина в партнерстве с главой «ВТБ 24» Михаилом Задорновым, который по слухам вскоре должен возглавить ФК «Открытие».
Если этот слух подтвердится, то можно будет с полным основанием утверждать, что Центробанк занимается вовсе не оздоровлением российского банковского рынка, а неприкрытым рейдерством.
По нашим сведениям этому всеми силами противится «здоровая часть» менеджеров ЦБ в лице заместителей председателя Банка России Ольги Поляковой, а также главы аппарата Владимира Жучкова.
Но их сил явно недостаточно, чтобы взять верх над «гвардией» серого кардинала Дмитрий Тулина. Что хуже всего, развал банковского сектора идет и набирает силу накануне президентских выборов в России, аккумулируя социальное недовольство и направляя его против высшего политического руководства страны.
Зачем Дмитрий Тулин творит, иначе не выразишься, — беспредел и распаляет социальные страсти, известно только ему и его партнеру по подрыву российского банковского сектора Задорнову. Не пора ли российским правоохранителям вмешаться и остановить социальный взрыв, который может последовать в результате их действий?