Расходы на командировки при УСН. Продолжение

Продолжение темы про учет командировочных расходов при применении «упрощенки».

Если организация или предприниматель, применяющие «упрощенку», поручили купить билеты и забронировать номера в гостинице сторонней организации, то, помимо суточных, расходов на проезд и проживание, они оплачивают услуги посредника. По мнению чиновников, расходы на посреднические услуги при расчете единого налога не учитываются, так как они не упомянуты в статье 346.16 Налогового кодекса РФ (см., например, письмо Минфина России от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/2/33).

Однако в другом своем письме чиновники пришли к противоположному выводу. Сотрудник, находясь в командировке, вынужден сдать билеты на самолет или поезд, поскольку дата возвращения была перенесена. Часть же суммы за билет при возврате была удержана агентством. Если чиновники сочтут перенос даты вылета обоснованным, то указанные расходы можно включить в затраты организации на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Причем даже в том случае, если не будет возможности сдать обратный билет (письмо Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/338). То есть главное — наличие в отчете о командировке четкого обоснования переноса даты вылета. Скажем, форс-мажорные обстоятельства или затянувшиеся переговоры. В этом случае расходы, связанные со сдачей обратного билета, вы сможете учесть при расчете единого налога.

Особенно хочется остановиться на некоторых аспектах, связанных с командировками. Во-первых, имеет значение, куда направляется в командировку сотрудник Командированному оплачиваются расходы на проезд к месту командировки и обратно, к месту постоянной работы воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования. При этом уточнено, если, например, станция находится за чертой населенного пункта, то оплачивается проезд до нее транспортом общего пользования. Так сказано в пункте 12 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция). То есть согласно указанному документу местом командировки понимается именно населенный пункт, в который командирован сотрудник. К такому же выводу пришел и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 10 февраля 2004 г. № А66-6196-03. Поэтому судьи отказали учесть в составе расходов затраты по проезду в метро от вокзала к зданию организации, куда были командированы сотрудники, расположенному в этом же городе. Судьи рассуждали так Местом назначения командированного признается город Москва. Поэтому ни о каком возмещении расходов по проезду сотрудников в метро говорить не приходится. Такие расходы включаются в суточные.

Обращают судьи также внимание и на обоснованность расходов. Скажем, если сотрудник может добраться до места командировки прямым поездом, а вместо этого покупает билеты на самолет через транзитный аэропорт, такие расходы вряд ли могут считаться оправданными. К такому выводу пришли судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15 ноября 2005 г. № Ф04-7834/2005 (16898-А27-32), Ф04-7834/2005 (16904-А27-32). В деле сотрудник купил билет на самолет из Новокузнецка в Тюмень через Москву. Тогда как прямой переезд на поезде в купе обошелся бы на порядок дешевле.

Поделиться
Опубликовано 4 февраля 2008

Подписаться на комментарии Подписаться на будущие комментарии через RSS 2.0

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)