Минфин РФ: Письмо № 03-03-06/1/293 от 13.05.2011

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-03-06/1/293
13.05.2011

Вопрос: Между правообладателем-нерезидентом и ООО заключен лицензионный договор, по которому ООО передает российским организациям права использования программы для ЭВМ по сублицензионным договорам.

Указанная программа для ЭВМ является плеером аудио- и видеофайлов. При этом аудио- и видеофайлы для публичного исполнения временно копируются самой программой для ЭВМ по сети Интернет с сайта правообладателя-нерезидента и обновляются ежемесячно.
ООО ежемесячно выплачивает лицензионное вознаграждение правообладателю-нерезиденту. В состав данного лицензионного вознаграждения входит плата за «право цифрового копирования аудио- и видеофайлов» и не входит плата за публичное исполнение аудио- и видеофайлов.

Учитывая, что указанное право «цифрового копирования аудио- и видеофайлов» российским законодательством не регламентируется, просим дать ответы на следующие вопросы.
1. Относятся ли аудио- и видеофайлы в цифровом формате к программам для ЭВМ в целях исчисления и уплаты налогов, установленных налоговым законодательством Российской Федерации?
2. Вправе ли ООО в случае применения общей системы налогообложения отнести к прочим расходам, уменьшающим налог на прибыль, расходы по выплате вознаграждения правообладателю-нерезиденту по лицензионному договору, включая «право цифрового копирования», согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ?
3. Вправе ли ООО в случае применения упрощенной системы налогообложения уменьшить полученные доходы на расходы по выплате вознаграждения правообладателю-нерезиденту по лицензионному договору, включая «право цифрового копирования», согласно пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ?
4. Правомерно ли ООО не исполняет обязанности налогового агента правообладателя-нерезидента по налогу на добавленную стоимость и само реализует российским организациям право на использование указанной программы для ЭВМ на основании сублицензионных договоров, не облагая данные операции налогом на добавленную стоимость согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения при совершении операций с правами на программы для ЭВМ и сообщает следующее.
Вопрос о квалификации аудио- и видеофайлов в качестве программ для ЭВМ не регулируется законодательством о налогах и сборах и к компетенции Минфина России не относится.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик-российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).
В целях применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (подпункт 19 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).

Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем, принимаются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 264 Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса (пункт 2 статьи 346.16 Кодекса).
Учитывая изложенное, лицензионные платежи за предоставление права использования программы для ЭВМ, уплачиваемые иностранной организации — правообладателю, могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, а также при применении упрощенной системы налогообложения, при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ.

Ответ на вопрос о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость будет сообщен дополнительным письмом.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора департамента
С.В. Разгулин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *