Минфин РФ: Письмо № 03-11-11/51 от 09.03.2011

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-11/51
09.03.2011

Вопрос: ТСЖ на общем собрании собственников жилья приняло решение о создании накопительного фонда на текущий и капитальный ремонты. В течение 3 — 4 лет нет необходимости выполнять эти работы, так как дом новый и находится на гарантии.

ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы).

Прошу Вас разъяснить:

1. Учитывается ли накопительный фонд для текущего и капитального ремонта в составе доходов для исчисления налога?

2. Если этот фонд не относится к доходам, то как отражаются в учете эти средства при их поступлении и дальнейшем использовании?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 21 февраля 2011 г. по вопросу применения упрощенной системы налогообложения товариществом собственников жилья и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.

Пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Порядок формирования резерва на ремонт общего имущества членов ТСЖ, применяющих упрощенную систему налогообложения, аналогичен порядку, установленному для ТСЖ, находящихся на общем режиме налогообложения.

Пунктом 2 статьи 324 Кодекса установлено, что налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным данным пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Кодекса, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса.

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.

Общее имущество в многоквартирном доме является общей долевой собственностью членов товарищества, не принадлежит ТСЖ на праве собственности и в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса не признается амортизируемым имуществом.

Таким образом, ТСЖ не может применять в полном объеме положения статьи 324 Кодекса, регламентирующие порядок формирования резерва на ремонт основных средств. Положения статьи 324 Кодекса применяются товариществами собственников жилья в той мере, в которой это возможно с учетом особенностей правового статуса общего имущества членов ТСЖ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов ТСЖ решает вопрос о формировании резерва на ремонт общего имущества.

ТСЖ, образующие указанный резерв, в целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса должны соблюдать положения пункта 2 статьи 324 Кодекса в части определения предельной суммы отчислений в резерв, которая не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Также следует соблюдать положения указанного пункта статьи 324 Кодекса о порядке накопления средств на проведение ремонта особо сложных и дорогих видов ремонта в течение более одного налогового периода, при котором предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт общего имущества ТСЖ в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

В случае, если ТСЖ создает резерв предстоящих расходов на ремонт, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов ТСЖ.

Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта ТСЖ осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.

Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин

Поделиться
Опубликовано 9 марта 2011

Подписаться на комментарии Подписаться на будущие комментарии через RSS 2.0

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)