Минфин РФ: Письмо № 03-11-06/2/18 от 10.02.2011

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-06/2/18
10.02.2011

Вопрос: Товарищество собственников жилья создано в 2008 г. как некоммерческая организация.

Средства Товарищества состоят из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов Товарищества. Прочая хозяйственная деятельность в целях получения доходов не ведется. Других поступлений нет.

Решением общего собрания собственников жилья для управления многоквартирным домом была выбрана управляющая компания, которая вела отчетность нашего товарищества. Ею выбрана упрощенная система налогообложения (доход, уменьшенный на величину расходов).

С 2010 года товарищество заключило с управляющей компанией агентский договор только на сбор денежных средств на содержание и ремонт общего имущества.

Решением общего собрания собственников жилья для каждого члена ТСЖ определена сумма ежемесячного взноса (платы) на содержание общего имущества многоквартирного дома, которая вносится в кассу управляющей компании и которая является целевым взносом и носит строго целевую направленность (целевое использование на содержание ТСЖ и ведение им уставной деятельности), т.к. полностью соответствует определению целевых поступлений, данному в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Сумма сбора небольшая около тринадцати тысяч рублей в месяц, т.к. дом состоит из 33 квартир.

Денежные средства, собранные управляющей компанией, перечисляются на расчетный счет ТСЖ, используются по целевому назначению нашим товариществом только на ремонт общего имущества.

Должно ли ТСЖ вести Книгу учета доходов и расходов и при определении налоговой базы вносить в доходы ежемесячные членские взносы, поступившие на , содержание общего имущества многоквартирного дома, и расходы на осуществление уставной деятельности товарищества — ремонт общего имущества?

Должно ли ТСЖ платить налог 15%, если у него нет доходов, указанных в ст. 249, 250 НК РФ?

В связи с вышеуказанным какую форму налогообложения нам следует выбрать?

Относятся ли платежи членов Товарищества к целевым поступлениям?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что к имуществу, полученному налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, которое не включается в доходы при определении налоговой базы, относятся средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ).

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет ТСЖ, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения ТСЖ агентских договоров следует иметь в виду, что согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 «Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

При этом информируем, что согласно статье 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *