Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-06/2/89
07.06.2010
Вопрос: Организация как Комиссионер ведет деятельность — оптовая реализация хлебобулочными изделиями, а также реализация продукции со своего автотранспорта (что составляет 50%).
В связи с чем, со всего комиссионного вознаграждения Комиссионер платит УСН на доходы — 6%.
По мнению ИМНС Комиссионер также подпадает под налогообложение ЕНВД с реализации автотранспорта и должен платить УСН со всего комиссионного вознаграждения. В итоге получается двойное налогообложение деятельности предприятия.
По нашему мнению, мы должны вести раздельный учет по комиссионным услугам, то есть делить на ЕНВД и УСН (с комиссионного вознаграждения за реализацию, подпадающую по ЕНВД, не облагать дополнительно УСН).
Что конкретно должен платить Комиссионер с каждого вида деятельности? Должна ли организация делить на ЕНВД и УСН комиссионное вознаграждение?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Согласно статье 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.
В случае реализации товара по договорам комиссии через объекты нестационарной торговой сети необходимо учитывать положения статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которой установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Из указанной статьи ГК РФ следует, что комитент не осуществляет фактическую розничную торговлю и, следовательно, он не может быть признан налогоплательщиком по единому налогу на вмененный доход.
Таким образом, предпринимательская деятельность организации, являющейся комиссионером и осуществляющей розничную торговлю комиссионными товарами через собственный объект нестационарной торговой сети, подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса, и не учитывают, в частности, доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Исходя из этого, а также учитывая вышеуказанное понятие договора комиссии, у комиссионера, применяющего упрощенную систему налогообложения по видам деятельности, по которым он не переведен на уплату единого налога на вмененный доход, в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывается только комиссионное вознаграждение, относящееся к деятельности в сфере оптовой торговли.
Кроме того, обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее — Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее — Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель
директора Департамента
С.В. Разгулин