Минфин РФ: Письмо № 03-11-04/2/107 от 18/07/2008

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-04/2/107
от 18/07/2008

Вопрос: В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, управляющая организация является исполнителем, обеспечивает предоставление гражданам — потребителям коммунальных услуг, то есть содержит в исправном состоянии все внутридомовое инженерно-техническое оборудование и сети, доводя коммунальный ресурс до конечного потребителя. За выполнение этих работ получает плату от населения в части получения средств за содержание и ремонт жилья.

За коммунальные услуги денежные средства в полном объеме получает гарантирующий поставщик, но для того, чтобы деньги поступили поставщику, управляющая организация самостоятельно осуществляет функции по начислению и сбору платежей за электроэнергию, ведение лицевых счетов собственников и нанимателей жилых помещений, печатает счета-квитанции, контролирует оплату услуг, осуществляет прием платежей в своей кассе, производит снятие показаний вводных и индивидуальных приборов учета.

С учетом изложенного, вопросы заключаются в следующем:

1. Если в договорах энергоснабжения, заключенных управляющей организацией «от имени и за счет» граждан с поставщиками, указан размер вознаграждения управляющей организации, то вправе ли управляющая организация отражать в своих доходах только сумму вознаграждения по договорам с поставщиками коммунальных ресурсов, которое ежемесячно оформляется актом выполненных работ?

2. При аналогичной ситуации, если в договоре энергоснабжения с поставщиками отсутствует сумма вознаграждения управляющей организации, то должна ли управляющая компания включать в состав доходов, учитываемых при налогообложении, сумму, полученную за потребленную гражданами электрическую энергию и перечисленную в полном объеме поставщикам коммунальных услуг?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения управляющей организацией и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом как его управление управляющей организацией. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом общим собранием собственников на управляющую организацию может быть возложена обязанность от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме заключать договоры с производителями (поставщиками) коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений статей 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Учитывая, что предпринимательская деятельность налогоплательщика-управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Заместитель директора Департамента
С.В.Разгулин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *