Минфин РФ: Письмо № 03-11-04/2/107 от 18/07/2008

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-04/2/107
от 18/07/2008

Вопрос: В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, управляющая организация является исполнителем, обеспечивает предоставление гражданам — потребителям коммунальных услуг, то есть содержит в исправном состоянии все внутридомовое инженерно-техническое оборудование и сети, доводя коммунальный ресурс до конечного потребителя. За выполнение этих работ получает плату от населения в части получения средств за содержание и ремонт жилья.

За коммунальные услуги денежные средства в полном объеме получает гарантирующий поставщик, но для того, чтобы деньги поступили поставщику, управляющая организация самостоятельно осуществляет функции по начислению и сбору платежей за электроэнергию, ведение лицевых счетов собственников и нанимателей жилых помещений, печатает счета-квитанции, контролирует оплату услуг, осуществляет прием платежей в своей кассе, производит снятие показаний вводных и индивидуальных приборов учета.

С учетом изложенного, вопросы заключаются в следующем:

1. Если в договорах энергоснабжения, заключенных управляющей организацией «от имени и за счет» граждан с поставщиками, указан размер вознаграждения управляющей организации, то вправе ли управляющая организация отражать в своих доходах только сумму вознаграждения по договорам с поставщиками коммунальных ресурсов, которое ежемесячно оформляется актом выполненных работ?

2. При аналогичной ситуации, если в договоре энергоснабжения с поставщиками отсутствует сумма вознаграждения управляющей организации, то должна ли управляющая компания включать в состав доходов, учитываемых при налогообложении, сумму, полученную за потребленную гражданами электрическую энергию и перечисленную в полном объеме поставщикам коммунальных услуг?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения управляющей организацией и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом как его управление управляющей организацией. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом общим собранием собственников на управляющую организацию может быть возложена обязанность от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме заключать договоры с производителями (поставщиками) коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений статей 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Учитывая, что предпринимательская деятельность налогоплательщика-управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Заместитель директора Департамента
С.В.Разгулин

Поделиться
Опубликовано 18 июля 2008

Подписаться на комментарии Подписаться на будущие комментарии через RSS 2.0

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)