Минфин РФ: Письмо N 03-11-04/2/157 от 04/06/2007

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо N 03-11-04/2/157
от 04/06/2007

Вопрос: Наша организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», просит дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Учитывается ли в расходах при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, доплата до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и родам в случае, если его величина превышает максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ?
Подлежит ли обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование доплата до среднего заработка при оплате отпуска по беременности и родам?
2. Вправе ли наша организация учитывать в расходах при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, затраты на первичный медицинский осмотр, которые компенсируются сотрудникам при поступлении на работу?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 17.04.2007 N 10 по вопросу исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, а также отнесения на расходы компенсации сотрудникам, поступающим на работу в организацию, затрат на первичный медицинский осмотр, и сообщает следующее.
1. Пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что женщинам на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Федеральным законом от 19.12.2006 N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» установлено, что на период 2007 года максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц 16125 рублей.
Доплата до фактического заработка, превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, производится организацией на основании трудового договора с работником за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие.
Таким образом, к суммам вышеназванной доплаты не применяются положения статьи 238 Кодекса, и, соответственно, такие доплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса учета при налогообложении организацией сумм доплаты до фактического заработка гражданам при оплате им отпуска по беременности и родам, то сообщаем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее — Закон N 190-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 190-ФЗ пособие по обязательному социальному страхованию таким категориям застрахованных выплачивается за счет следующих источников:
средств Фонда социального страхования Российской Федерации — в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
средств работодателей — в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрены подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса и согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса определено, что расходы, указанные в подпункте 6 пункта 1 указанной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 255 Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Хотя пособия по беременности и родам не являются пособиями по временной утрате трудоспособности, но, учитывая, что данные пособия выплачиваются из Фонда социального страхования Российской Федерации и основанием их выплаты являются больничные листки, по нашему мнению, к доплате до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и родам применяется положение, содержащееся в п. 15 ст. 255 Кодекса.
Учитывая изложенное, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе расходы на доплату сотрудникам до фактического заработка при выплате пособия по беременности и родам учесть в составе расходов.
2. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов.
Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса материальные расходы учитываются согласно перечню, приведенному в статье 254 Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса в состав материальных расходов включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан за счет собственных средств обеспечить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников.
Пунктами 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03», введенных в действие Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 129, организация медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций отнесена к производственному контролю.
Перечень работ, при выполнении которых требуется обязательное медицинское обследование работников организаций, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
Поскольку, из информации, изложенной в письме, не усматривается какой вид деятельности осуществляет организация, то в случае, если выполняемые организацией работы включены в вышеназванный перечень, она вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы по осуществлению медицинского освидетельствования работников.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
С.В. Разгулин
Поделиться
Опубликовано 4 июня 2007

Подписаться на комментарии Подписаться на будущие комментарии через RSS 2.0

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)