Возврат налога из бюджета по прошествии 3-х лет

Возврат налога из бюджета по прошествии 3-х лет

Коллеги, помогите с поиском практики по данному вопросу. У нас была переплата по УСН, причем давняя где то прошло около 3-х лет. Сверились с налоговой только что, написали заявление на возврат, получили отказ, сославшись на трехлетний срок, ст.78 НК РФ.

Есть ли положительная арбитражная практика по этому вопросу?
Заранее благодарю

lirik

Возврат налога из бюджета по прошествии 3-х лет: 2 комментария

  1. пишите заявление на возврат в суд и ссылайтесь на ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О

    + см. практику на его основе

    например

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    от 22 января 2007 г. N 16635/06

    ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
    ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Зориной М.Г., Тумаркина В.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Инспекции ФНС России по городу Мончегорску о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2006 по делу N А42-7007/2005 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2006 по тому же делу,

    установил:

    Открытое акционерное общество «Кольская Горно-Металлургическая Компания» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об обязании Инспекции ФНС России по городу Мончегорску произвести возврат 38 641 803 руб. излишне уплаченного налога на прибыль.
    Решением суда от 26.01.2006 заявленные требования удовлетворены.
    Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 решение суда отменено, обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 15.09.2006 отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
    В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора судебных актов первой инстанции Арбитражного суда Мурманской области и суда кассационной инстанции.
    Судебный акт может быть отменен или изменен в порядке надзора в случаях, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
    При рассмотрении спора суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что общество узнало о нарушении своего права на возврат излишне уплаченного налога в 2003 году, уже после фактической уплаты налога на прибыль за 2001 год.
    Руководствуясь правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, а также принимая во внимание фактические обстоятельства данного дела, судами сделан вывод о том, что заявителем не пропущен трехлетний срок для обращения в суд, установленный статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Доводы налогового органа выводы судов не опровергают и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
    В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
    Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

    определил:

    в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А42-7001/2005 Арбитражного суда Мурманской области для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов отказать.

    Председательствующий судья
    Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

    Судья
    М.Г.ЗОРИНА

    Судья
    В.М.ТУМАРКИН

  2. лирик, ну вот в 173-о имхо причины-то нифига не уважительней были, чем в твоей ситуации. у тя вопще все красиво. на первый взгляд (в смысле что если эта переплата нигде раньше не мелькала в сверках каких или еще где)

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    от 21 июня 2001 г. N 173-О

    ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
    ГРАЖДАНКИ МЕЛЕРЗАНОВОЙ ВЕРЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
    ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 8 СТАТЬИ 78
    НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
    рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки В.А. Мелерзановой требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

    установил:

    1. Заполняя в марте 1996 года налоговую декларацию, В.А. Мелерзанова включила в подлежащий налогообложению совокупный доход за 1995 год находившиеся на ее счете в Сбербанке России денежные средства в иностранной валюте. В феврале 2000 года она обратилась в налоговые органы города Москвы с требованием возвратить налог, уплаченный с части этих денежных средств, которые, как она утверждает, были ей подарены, ссылаясь на то, что при заполнении декларации была введена в заблуждение налоговым инспектором и уплатила налог, хотя, как ей стало известно в январе 2000 года из публикации в газете, доходы в денежной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения, в совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период, не включаются. Налоговые органы города Москвы и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в удовлетворении этого требования отказали, сославшись на пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Со ссылкой на ту же норму Симоновский межмуниципальный (районный) суд города Москвы решением от 10 мая 2001 года отказал в удовлетворении искового заявления В.А. Мелерзановой о возврате из бюджета излишне уплаченного налога.
    В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.А. Мелерзанова просит признать пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации противоречащим статьям 19, 53 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, по ее мнению, он необоснованно препятствует осуществлению конституционного права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, и ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с теми гражданами, в делах которых по спорам имущественного характера срок исковой давности для защиты нарушенных прав исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
    Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» уведомлял В.А. Мелерзанову о том, что ее жалоба в соответствии с требованиями названного Закона не может быть принята к рассмотрению. Однако заявительница в очередной жалобе настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному ею вопросу.
    2. Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
    Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что оспариваемая В.А. Мелерзановой норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
    Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. Подтверждением тому является и рассмотрение иска заявительницы Симоновским межмуниципальным (районным) судом города Москвы. Вместе с тем выбор подлежащих применению норм, на основе которых в конкретном деле должен решаться вопрос о сроках давности, относится к компетенции суда общей юрисдикции, рассматривающего дело, а проверка законности и обоснованности решения им этого вопроса — к компетенции вышестоящих судебных инстанций.
    Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

    определил:

    1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
    2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
    3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

    Председатель
    Конституционного Суда
    Российской Федерации
    М.В.БАГЛАЙ

    Судья — секретарь
    Конституционного Суда
    Российской Федерации
    Ю.М.ДАНИЛОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *