До конца месяца небольшие компании, применяющие общий режим налогообложения, могут подать в инспекцию заявление о переходе в 2008 году на «упрощенку». Помимо экономии на налогах упрощенная система, как утверждают столичные и подмосковные инспекторы, приводит к сокращению количества проверок компании и вызовов в ИФНС. Но есть у специального режима и минусы.
Старую форму заявления заполняем по новым правилам
Новая редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ, которая вступает в силу с 1 января 2008 года, уточняет два правила перехода на упрощенную систему налогообложения. Первое — в заявлении о переходе на «упрощенку» следует помимо доходов за 9 месяцев указывать среднюю численность работников, а также остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов за тот же период.
Второе уточнение, предусмотренное новой редакцией: с максимальным размером дохода компании, при котором можно перейти на спецрежим, нужно сравнивать только выручку от деятельности на общем режиме. То есть доходы от «вмененки», если такие есть у налогоплательщика, в расчет не берутся.
Хотя эти два изменения вступают в силу с 2008 года, применяются они уже в 2007 году, при подаче заявления о переходе на «упрощенку» с 1 января. Оба уточнения являются техническими правками, которые законодатели решили по непонятным причинам ввести в действие только с будущего года.
Первое уточнение в главу 26.2 Налогового кодекса РФ законодатели внесли в связи с тем, что форма заявления, которое нужно подавать в инспекцию при переходе на упрощенную систему, уже два года предусматривает графы для средней численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества за 9 месяцев. А вот в действующей до 1 января редакции Налогового кодекса сказано, что в заявлении достаточно указать доходы компании. То есть организациям, которые решили перейти с 2008 года на упрощенную систему, следует подавать старый бланк заявления, утвержденный приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Применять «упрощенку» с 1 января не имеют права организации, доход которых за 9 месяцев 2007 года превысил 18 615 руб.
Второе изменение в кодексе (определение размера доходов компании, которые влияют на право применять спецрежим) московские и подмосковные инспекторы также учитывают при приеме заявлений уже в 2007 году. Логика у налоговиков такая. Организации, которые совмещают общую систему налогообложения и «вмененку», должны вести раздельный учет доходов от разных специальных режимов. Значит, при переходе на упрощенную систему организациям не нужно учитывать доходы от ЕНВД.
Комментирует Наталья Шахмурзаева, начальник отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС России по Луховицкому району Московской области:
— Доходы от «вмененки» при переходе на упрощенную систему налогообложения во внимание не принимаются. По этому поводу было в течение 2007 года много разногласий, Минфин писал разные письма. Но окончательное мнение такое — его до нас довело УФНС по Московской области. Доходы «упрощенщика» в течение всего 2007 года не должны превышать 24 820 000 руб., за 9 месяцев – 18 615 000 руб. При этом доходы от видов деятельности, переведенных на ЕНВД, не учитываются.
А вот право перейти на «упрощенку» у предпринимателей от величины доходов не зависит. Поэтому в заявлении о переходе на спецрежим бизнесменам не нужно заполнять графу «Получено доходов за 9 месяцев 2007 года». Также предпринимателям не придется указывать в заявлении и среднюю стоимость основных средств и нематериальных активов (их стоимость влияет только на право применять спецрежим у организаций).
Уведомление инспекции на право применять «упрощенку» не влияет
После того как налогоплательщик подал в инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему, налоговики высылают уведомление о возможности или невозможности применять специальный режим. Если организация вовремя подала заявление (не позднее 30 ноября 2007 года) и соответствует условиям, при которых можно перейти на «упрощенку», налоговики не вправе запретить применять спецрежим. В этом случае инспекторы обязаны выслать уведомление о возможности компании применять упрощенную систему налогообложения.
Правда, само уведомление скорее нужно для того, чтобы удостовериться — налоговики рассмотрели заявление организации о переходе на «упрощенку» и посчитали, что компания соответствует условиям, необходимым для применения спецрежима. То есть наличие уведомления на право применять упрощенную систему не влияет.
Поэтому если инспекторы не успеют прислать фирме уведомление до 1 января 2008 года, право применять упрощенную систему у компании сохраняется. Но в этом случае лучше позвонить или прийти в ИФНС, чтобы уточнить, не потеряла ли налоговая ваше уведомление. Также фирма не лишается права платить «упрощенный» налог, если какой-нибудь сотрудник потеряет уведомление. Тогда в инспекции можно получить дубликат.
Но возможна и обратная ситуация — когда уведомление вам пришло, но платить «упрощенный» налог не нужно. Речь идет о компаниях, которые заявили в ИФНС желание перейти на упрощенную систему, но в 2008 году будут вести только виды деятельности, подпадающие под «вмененку». Тогда наличие уведомления о переходе на упрощенную систему не позволяет вам выбрать между двумя специальными режимами: «вмененка» является обязательной системой, а не добровольной.
Спорные расходы уменьшают привлекательность «упрощенки»
Минус упрощенной системы — закрытый перечень расходов, которые можно учесть при налогообложении (если объект налогообложения «доходы минус расходы»). Причем некоторые виды расходов в кодексе сформулированы так, что между инспекторами и налогоплательщиками идут споры, какие именно суммы можно отнести к той или иной группе. Так обстоят дела, например, с материальными расходами. Их перечень «упрощенщик» должен определять в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса РФ. Здесь поименованы услуги производственного характера, оказанные сторонними организациями. Но далеко не у всех услуг, которые оплачивает «упрощенщик», по мнению налоговиков, производственный характер. Так, например, инспекторы в 2007 году не разрешают учесть расходы на вывоз мусора и обслуживание ККТ. Правда, с 2008 года эти затраты можно будет учесть при расчете налога. Ведь в перечне расходов «упрощенщика» с 1 января появятся новые позиции:
— затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
— расходы, связанные с приобретением товаров;
— все виды обязательного страхования;
— расходы на обслуживание ККТ;
— расходы по вывозу мусора.
Но споры по-прежнему будут возникать по поводу некоторых расходов. Например, чиновники запрещают уменьшать налогооблагаемый доход «упрощенщика» на расходы, связанные с участием в конкурсе на право заключить выгодный контракт (письмо Минфина России от 2 июля 2007 г. № 03-11-04/2/173). Не согласятся проверяющие и с «упрощенщиком», который решил уменьшить налогооблагаемый доход на стоимость проведенных сторонней организацией маркетинговых исследований (письмо Минфина России от 22 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/31). Доказать право на списание таких расходов фирма может лишь в суде, убедив арбитров, что услуги сторонних организаций напрямую связаны с производственной деятельностью.
Но стоит сказать, что на практике инспекторы не проводят углубленную камеральную проверку «упрощенщиков» и редко выезжают к таким налогоплательщикам (подробнее об этом читайте ниже). Поэтому ситуация, когда инспекторы обратили внимание на фирму, применяющую спецрежим, да еще заметили неправомерное включение расходов, маловероятна.
«Упрощенка» — страховка от проверок и вызовов в инспекцию
Как часто вы проверяете организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения? С этим вопросом мы обратились к налоговым инспекторам в столице и Подмосковье.
Оказалось, что при планировании выездных проверок и заседаний специальных комиссий инспекторы мало обращают внимания на компании, применяющие специальные налоговые режимы.
Комментирует Елена Морозова, руководитель отдела по работе с налогоплательщиками МРИ № 16 по Московской области:
— Если «упрощенный» налог организация уплачивает с доходов, то и проверять нечего. Тех, у кого объект налогообложения «доходы минус расходы», проверяем чаще, но не настолько, как крупные компании. Можем вызвать небольшую фирму на спецкомиссию по зарплате. Однако у небольших компаний хотя и бывает много нарушений, но они такие незначительные, больших сумм не доначислишь. Да и для проверок маленьких организаций не всегда хватает инспекторов.
Кроме того, инспекторы не проводят углубленные камеральные проверки отчетности «упрощенщиков». Об этом нам рассказали в ИФНС № 33 по г. Москве. Инспекторы так загружены поиском низких зарплат, крупных вычетов по НДС и убытков у тех, кто применяет общий режим налогообложения, что времени на небольшие фирмы не остается.
Есть еще одна причина, по которой в 2007 году столичные и подмосковные инспекторы предпочитают не тратить время на маленькие организации. Таких налогоплательщиков сложно убедить переходить на сдачу отчетности по интернету. Между тем к концу года столичные и подмосковные налоговики должны заставить перейти на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи около 1/5 налогоплательщиков. Поэтому инспекторы вызывают на беседы крупные компании, которые могут себе позволить интернет, — заодно им приходится обосновывать другие подозрительные обстоятельства (убытки, низкие зарплаты, высокую долю вычетов в сумме начисленного налога).
Редкие случаи, когда инспекторы судятся с «упрощенщиками»
Инспекторы не обращают пристального внимания на небольшие компании, применяющие упрощенную систему налогообложения. Доказательством, в частности, является тот факт, что «упрощенщики» редко бывают участниками судебных дел, которые рассматривает ФАС Московского округа. Можно выделить не много ситуаций, когда местные налоговики обращают внимание на такую компанию. Как правило, это происходит, если ошибка фирмы (или действие, которое налоговики считают нарушением) лежит на поверхности, то есть выявлена без выездной или углубленной камеральной проверки.
Приведем два примера арбитражных дел, когда инспекторы судились с «упрощенщиками». Решения были вынесены в 2007 году — в обоих случаях судьи поддержали налогоплательщиков.
ФАС Московского округа в постановлении от 30 августа 2007 г. № КА-А40/8608-07 не согласился с инспекторами, которые пытались оштрафовать «упрощенщика» за сдачу декларации по устаревшей форме. Отметим, несмотря на то, что судьи подобные дела (когда фирмы отчитываются на старых бланках) всегда решают в пользу налогоплательщиков, инспекторы настойчиво продолжают придираться к фирмам. Как и произошло в рассмотренном случае. Отчитываться за 2007 год «упрощенщикам» нужно по форме, утвержденной приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н.
Другой пример, когда инспекторы придрались к «упрощенщику», — дело, рассмотренное в постановлении ФАС Московского округа от 14 июня 2007 г. № КА-А40/5266-07. Организация указала неточный КБК при перечислении «упрощенного» налога. В платежном поручении был отражен общий КБК упрощенного режима, а не детальный код, показывающий, какой вид платежа (минимальный или обычный) перечисляет фирма. И опять судьи поддержали налогоплательщика. Напомним, при заполнении платежек следует руководствоваться приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н.
Спутник главбуха (Москва) № 11, 2007