Можно не тратиться на изготовление вывески магазина, а написать его название на листе бумаги и прикрепить у входа. Много ли клиентов «клюнет» на такое? С другой стороны, не придется ли компании, работающей на УСН, пожертвовать часть «чистой прибыли» на внешнюю рекламу?
Перечень расходов, которые «упрощенцы» могут учесть при расчете единого налога, приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса и является закрытым. В связи с этим нередко вполне обоснованные затраты «спецрежимников» при налогообложении остаются не у дел. На первый взгляд, подобная ситуация складывается и с расходами «упрощенца» на изготовление и размещение световой вывески на фасаде здания. Но не будем забегать вперед.
Рекламный подвох
Первое, что приходит в голову в рассматриваемом случае, – учесть стоимость вывески и затраты на ее размещение как рекламные расходы. В частности, подпункт 20 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса позволяет «упрощенцам» уменьшать налоговую базу на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Они принимаются к учету в порядке, предусмотренном «прибыльными» нормами Кодекса, а именно статьей 264. Так, согласно пункту 4 статьи 264 НК в состав расходов по налогу на прибыль, а соответственно и «упрощенному» налогу включаются затраты на световую и иную наружную рекламу, в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов. Причем в налоговом учете они признаются в полном объеме.
Однако в письме от 8 сентября 2008 года № 03-11-04/2/135 представители финансового ведомства любезно напомнили, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 2 Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», положения данного нормативного акта не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (далее – Закон № 38-ФЗ). В связи с этим финансисты сделали вывод, что затраты компании на изготовление и размещение на фасаде здания световой вывески к рекламным никак не относятся.
Поспорить с чиновниками в данном случае действительно сложно, ведь Президиум ВАС еще в 1998 году указал, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (Информационное письмо Президиума ВАС от 25 декабря 1998 г. № 37). Высшие арбитры подчеркнули, что в данном случае имеет место лишь обозначение входа в занимаемое помещение или здание, которое представляет собой общераспространенную практику, соответствующую российским обычаям делового оборота.
Более никаких расходных статей для налогового учета стоимости вывески представители Минфина в «упрощенной» главе Налогового кодекса не нашли.
Мы пойдем другим путем
Обратите внимание, что в упомянутом письме чиновники не сделали ни одного выпада в сторону «обоснованности» затрат компании на изготовление и размещение вывески. Да и маловероятно, что их направленность на извлечение прибыли может вызывать сомнения. Тем более что для продавцов размещение вывески – это не просто способ привлечения внимания прохожих-покупателей. Владельцы магазинов обязаны подобным образом доводить до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Таково требование пункта 1 статьи 9 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». К слову сказать, за его нарушение должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 1000 рублей, а юрлицам за подобный проступок придется выложить от 5000 до 10 000 рублей (п. 1 ст. 14.8 КоАП).
Таким образом, проблема кроется лишь в закрытом перечне расходов, учитываемых «упрощенцем», в котором спорные затраты прямо не поименованы. Следовательно, нужно искать обходные пути.
Чем вам не ОС?
Вывеска, как правило, конструкция долгосрочная, да и стоимость ее редко бывает ниже 20 000 рублей. Иными словами, она вполне отвечает требованиям статьи 256 Налогового кодекса и в целях налогообложения прибыли может быть признана амортизируемым имуществом. В свою очередь для «упрощенцев» это означает возможность включения вывески в состав основных средств (п. 4 ст. 346.16 НК). Расходы же на приобретение (сооружение, изготовление) объектов ОС Налоговый кодекс вполне позволяет списать и фирмам на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Они принимаются к учету с момента ввода основного средства в эксплуатацию.
Если же стоимость вывески такова, что признать ее амортизируемым имуществом нельзя, – тогда имеет смысл отнести затраты по изготовлению «внешней рекламы» на материальные расходы, ведь подпункт 3 статьи 254 НК позволяет включать в расходы стоимость имущества, не являющегося амортизируемым (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК).