На днях Госдума и Совет Федерации одобрили серьезные поправки в "упрощенку" и "вмененку" (После того как законопроект будет подписан Президентом РФ, мы опубликуем подробный комментарий к документу). Парламентарии очень спешили — старались провести закон до летних каникул. Поэтому документ был принят практически в том виде, в каком его предложил разработчик — Минфин России. Но, как известно, минфиновцам постоянно грезится, что за любыми послаблениями для бизнеса скрываются "серые" схемы. Насколько либеральным было министерство на этот раз?
— Михаил Альбертович, уже не первый год и деловое сообщество, и многие государственные структуры — например, Госдума и Совет Федерации — выступают за увеличение суммы выручки, при которой возможно применение упрощенной системы налогообложения. Однако все эти инициативы блокируются Минфином, который соглашается сделать только "поправку на инфляцию". Почему?
— Действительно, существует много разнообразных мнений по этому поводу. Предлагается увеличить этот критерий перехода на "упрощенку" и до 30, и до 40, и до 50, и даже до 600 миллионов рублей. В качестве аргументов эксперты зачастую приводят европейские стандарты, по которым организации относят к малому бизнесу. Однако в Европе факт причастности к малому или среднему бизнесу вовсе не влияет на налогообложение! Что неудивительно: ведь 99,8 процента всех организаций Европейского союза считаются малыми или средними. Льготами и упрощенными системами там может воспользоваться только микробизнес — фирмы, в которых работает максимум 10 человек. В России мы используем другие критерии, чтобы отделить малый бизнес от среднего и крупного: товарооборот, стоимость основных средств и другие. И, обсуждая такие критерии, мы должны продумать, как такие льготы скажутся на остальных предприятиях. А ведь многие традиционные производители, например хлебозаводы, сейчас разоряются из-за не совсем здоровой конкуренции с "упрощенцами" — малыми пекарнями.
— То есть эта сумма существенно меняться не будет?
— С учетом инфляции с будущего года будет увеличен объем выручки, который позволяет работать по упрощенной системе, с 15 до 20 миллионов рублей. Кроме того, мы согласились с просьбами предпринимателей ежегодно индексировать эту сумму в зависимости от инфляции — на коэффициент-дефлятор, учитывающий ежегодные изменения потребительских цен на товары и услуги. До сих пор этот коэффициент использовался только плательщиками ЕНВД.
— Но вместе с этим Минфин предложил ряд новых ограничений…
— Кроме максимальной суммы выручки должны быть и другие критерии, которые позволили бы отделить малый бизнес от всех остальных. Ведь сейчас средние и крупные компании активно ищут лазейки для минимизации налогов с помощью "упрощенцев". Поэтому мы предложили прикрыть найденные лазейки. Так, перейти на спецрежим не смогут филиалы иностранных компаний.
Но с другой стороны, этот перечень будет дополнен рядом организаций, которым сейчас проблематично применять "упрощенку". В частности, в кодексе будет четко прописано, что право на применение спецрежима имеют некоммерческие организации, а также потребительские кооперативы, даже если доля участия в них других организаций превышает 25 процентов.
— Почти ежегодно Минфин предлагает внести изменения в состав расходов, уменьшающих налог на прибыль. А вот состав затрат, уменьшающих единый налог, остается без изменений. И это несмотря на то, что у большинства "упрощенщиков" перечень расходов вызывает массу вопросов.
— Я согласен с тем, что статья 346.16 Налогового кодекса нуждается в уточнении. И в новом законопроекте мы предусмотрели целый набор дополнительных расходов, которые можно учитывать при расчете единого налога. К примеру, налогоплательщики смогут учесть не только затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов, но и расходы на их изготовление. Также можно будет списать судебные издержки и арбитражные сборы, траты на сертификацию продукции, обучение и переподготовку персонала, отрицательную курсовую разницу.
— А расходы на бухгалтерские и аудиторские услуги?
— Этот вопрос широко дискутировался в Госдуме. Мы все-таки не должны забывать, что ведем речь об упрощенной системе, при которой налогоплательщики не обязаны вести бухгалтерский учет. Не говоря уж о сложных построениях по налогу на прибыль, которые прописаны в главе 25 Налогового кодекса. Поэтому мы не считаем целесообразным включать в статью 346.16 те расходы, которые фактически означают ведение далеко не малого бизнеса. Но депутаты все-таки настояли на том, чтобы эти расходы уменьшали базу по единому налогу. И в окончательном варианте закона стоимость бухгалтерских и аудиторских услуг включили в перечень расходов.
— Предприниматели также просили им разрешить переход на "упрощенку" не по итогам года, а по итогам квартала. Поддержал ли Минфин, а также депутаты такую поправку?
— Я думаю, что при такой системе возможны злоупотребления. Ведь в рамках квартала можно провести любые обороты. Так что старый порядок изменен не будет. Но будет предусмотрена поблажка для плательщиков ЕНВД. Если в середине года они потеряют право на "вмененку", то смогут перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
— Давайте поговорим о "вмененщиках" подробнее. Какие еще изменения ждут с будущего года плательщиков ЕНВД?
— По большей части это будут технические поправки. Из важных изменений — отмена с будущего года коэффициента К1. Этот коэффициент и так не действовал, и мы окончательно убедились, что его достаточно сложно применять, а главное, он не всегда точно отражает особенности ведения предпринимательской деятельности. Теперь все это будет отражено в коэффициенте К2, который с 2006 года будут устанавливать не регионы, а муниципальные образования. Кроме того, будет уточнен ряд понятий и определений. В частности, согласно принятым поправкам, определение розничной торговли в Налоговом кодексе приведено в соответствие с Гражданским кодексом. Под ней будет пониматься только торговля, осуществляемая на основе договоров розничной купли-продажи, независимо от формы расчета.
— В отличие от "упрощенцев" "вмененщики" обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме и представлять отчетность в налоговые органы. Это вызывает недовольство многих бухгалтеров — ведь бухучет не влияет на расчет налога.
— Я думаю, что эта проблема должна быть решена в рамках закона о бухгалтерском учете. И если такие поправки появятся, думаю, Минфин их поддержит.
— А как с кассовыми аппаратами? Ведь у плательщиков ЕНВД выручка тоже не влияет на расчет налога, между тем кассовые аппараты весьма дороги.
— Большая часть плательщиков ЕНВД работают в сфере торговли. И если вообще отменить кассовые аппараты, то мы полностью потеряем контроль за денежным оборотом в стране. Я с вами согласен: действительно сейчас кассовые аппараты и их техобслуживание обходятся предпринимателям чересчур дорого. Мы готовы обсуждать определенные сферы деятельности, в которых можно сделать использование кассового аппарата необязательным. Правда, здесь сразу же вырисовывается и другая проблема: а как быть с защитой прав потребителей? Ведь зачастую кассовый чек — единственное доказательство, что товар был куплен именно в этой фирме. Так что в скором времени отмены касс не будет.
Беседовала Александра БАЯЗИТОВА.
Источник: «Главбух» № 14