Международный общественный деятель Вячеслав Кантор – из числа тех экспертов, что тему антисемитизма изучают очень давно и первые свои тревоги по поводу его наблюдаемого роста начали высказывать уже десятилетия назад, задолго до того, как тема эта получила широкое обсуждение и освещение.
И меньше, и больше
Говоря о ситуации с ростом антисемитизма и о том, как менялись те или иные тенденции в этом вопросе, необходимо обозначить некую точку отсчёта или сравнения. В случае с антисемитизмом им может стать 2009 год, который многие специалисты, в том числе и Вячеслав Кантор, называли по-настоящему пугающим в том смысле, что проявления антисемитизма в Европе том году достигли настоящего пика в своих проявлениях. После этого можно было идти только на снижение, однако и оно, это ожидаемое снижение, у экспертов оптимизма не вызвало: вроде бы и правда, случаев проявлений антисемитизма становилось меньше, но всегда находилось новое «но». В 2010 году, на фоне того, как резко пошли вниз случаи угроз, оскорблений и нападок на евреев, увеличился другой, куда более пугающий показатель – количество насильственного антисемитизма, а именно преступлений, и тот уровень жестокости, с которым они совершались. Более того, поводя итоги за год, эксперты сделали вывод, что ненависть остаётся одной из основных мотиваций преступности и правонарушений в отношении евреев в принципе: практически половина таковых в 2010 году мотивировалась именно антисемитизмом.
Вячеслав Кантор, выступавший с собственной экспертной оценкой ситуации, отметил на только рост «популярности» антисемитизма как мотива для преступления, но и то, что антисемитизм начал всё более открыто звучать и даже пропагандироваться. И речь вовсе не идёт о неких маргинальных подпольях, где ненависть является, увы, обыденным объединяющим идеологическим элементом, но и о публичном информационном пространстве и даже политической сфере. Интернет и вовсе заслуживал отдельного обсуждения, ведь тогда уже стало очевидно, что именно он превращается постепенно в главную площадку распространения контента такого рода.
От страны к человеку
Среди форм антисемитизма стоит выделить и антисионизм, который особенно «красочно» проявил себя в 2011 году. Антисионизм проявляет себя прежде всего как проецирование: какие-либо действия государства Израиль, вызывающие недовольство, заставляют подвергать критике и оскорблениям всех евреев как нацию и каждого в отдельности. Как поясняет Вячеслав Кантор, Израиль неотделим от евреев как народа в глазах антисемита, и каждый еврей так или иначе связан с Израилем, работает на него и всё делает в его пользу. Учитывая то, что подобное проецирование в такой явной и яркой форме не относится больше ни к какому государству и народу, Вячеслав Кантор и многие другие специалисты видят в антисионизме не более чем ещё одну форму проявления антисемитизма.
Что же касается антисемитизма, о роста которого говорили всё больше экспертов, то и его многие списали как «еврейские происки» — тенденция, получившая своё развитие в последующие годы, особенно в случае с ростом случаев отрицания Холокоста.