Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-11/116
11.05.2011
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение от 3.05.11 по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и, основываясь на содержащейся в письме информации, сообщает следующее.
Внесенным на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусматривается поэтапная отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Так, с 1 января 2013 года предлагается отменить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиками через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (подпункты 6 и 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
На период с 1 января по 31 декабря 2012 года применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении данных видов предпринимательской деятельности предлагается разрешить налогоплательщикам со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек.
В отношении иных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных главой 26.3 Кодекса, предполагается отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2014 года.
Указанным проектом федерального закона предлагается установить патентную систему налогообложения, которая будет вводиться в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
По сравнению с действующим перечнем видов предпринимательской деятельности в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, на которые распространяется применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, укрупнен.
В данный перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности (химическая чистка, крашение и услуги прачечных, оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом, оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом, услуги по прокату, экскурсионные услуги, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 квадратных метров, и объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети). Такой вид предпринимательской деятельности как услуги общественного питания заменен на услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания
При этом, если какой — либо вид предпринимательской деятельности включает в себя согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) или Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) класс, подкласс, группу, подгруппу, то законом субъекта Российской Федерации может быть установлено в отношении какого класса, подкласса, группы или подгруппы данного вида предпринимательской деятельности патентная система налогообложения не применяется.
При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период десять человек.
Законами субъектов Российской Федерации также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах минимального (100 тыс. рублей) и максимального их размеров (500 тыс. рублей).
Указанные минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.
Переход на патентную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос об увеличении предельного размера доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения.
Заместитель директора департамента
С.В. Разгулин