Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-11-04/2/204
от 29/12/2008
Вопрос: Наша некоммерческая организация была создана в форме гаражного кооператива для целей управления гаражным комплексом. Данный гаражный кооператив применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы». Гаражный кооператив принимает от своих членов (собственников и владельцев машино-мест) паевые взносы и членские взносы (на периодической основе). Данные взносы направляются на покрытие коммунальных расходов, выплату заработной платы работникам кооператива и носят строго целевой характер. Факт использования полученных взносов по их целевому назначению (коммунальные платежи) подтверждается выписками банка и платежными поручениями. Иные поступления в пользу гаражного кооператива не осуществляются. Вправе ли гаражный кооператив в рассматриваемой ситуации при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не включать в состав доходов сумму полученных членских взносов, имеющих строго целевой характер?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 16.12.2008 N765 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения гаражными кооперативами и сообщает следующее. Отношения, связанные с созданием и деятельностью потребительских кооперативов (в том числе гаражных кооперативов), регулируются статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации квалифицирует потребительский кооператив как некоммерческую организацию. Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ «О некоммерческих организациях» положения указанного Закона на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан не распространяются. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяются законами о потребительских кооперативах.
Однако для гаражных кооперативов специальный закон не принят. Действие Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N?3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» в силу статьи 2 данного Закона на гаражные кооперативы не распространяется.
Таким образом, правовое положение гаражных кооперативов определяется Уставом гаражного кооператива в части, не противоречащей действующему законодательству. Средства гаражного кооператива состоят, в частности, из вступительных, паевых, членских и иных целевых взносов членов кооператива.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К ним относятся в том числе целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Подпунктом 1 вышеуказанного пункта статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности отнесены осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные, членские и паевые взносы. Таким образом, в случае если гаражный кооператив содержится только за счет паевых и членских взносов и использует указанные средства исключительно в рамках уставной деятельности, то полученные гаражным кооперативом данные взносы не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора департамента
С.В. Разгулин