Министерство финансов Российской Федерации
Рџ Рё СЃ СЊ Рј Рѕ N 03-02-07/1-159
РѕС‚ 22/06/2006
Вопрос: К Вам обращается Товарищество собственников жилья с вопросом о порядке предоставления финансовой отчетности ТСЖ.
01.02.1996 РіРѕРґР° РўРЎР– было зарегистрировано РІ регистрационной палате РіРѕСЂРѕРґР° Рё ему был присвоен ОГРН налоговой службой РІ РўРЎР– РІ течении 1998 — 1999 РіРі. были приняты РІ эксплуатацию 20 РґРѕРјРѕРІ (без образования РЅР° РЅРёС… самостоятельных юридических лиц). Дома расположены РІ различных районах РіРѕСЂРѕРґР°, РїСЂРё этом отчеты РўРЎР– РїРѕ всем домам представляло РїРѕ месту своей регистрации РІ инспекцию налоговой службы.
РЎ вступлением РІ силу 01.03.2005 РіРѕРґР° РЅРѕРІРѕРіРѕ Р–Рљ Р Р¤ Рё, согласно раздела VI главы 13 СЃС‚. 135, 136, собственники помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ СЂРµС?ением общего собрания должны принять СЂРµС?ение Рѕ создании Товарищества собственников жилья. Р?СЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, РЅР° всех домах были созданы самостоятельные юридические лица — Товарищества собственников жилья, которые РїСЂРѕС?ли положенную государственную регистрацию Рё были зарегистрированы налоговыми органами тех районов, РіРґРµ РѕРЅРё расположены. Р’ это же время РўРЎР– было переименовано РІ Автономную некоммерческую организацию.
Собственники помещений (ТСЖ) согласно раздела VIII гл. 14 ст. 161 п. 2 ЖК РФ обязаны были выбрать способ управления домом, а именно: управлять домом самостоятельно или отдать управление управляющей компании, т.е. АНО. Все 20 домов, не открывая расчетных счетов, заключили согласно ст. 162 ЖК РФ Договора управления с АНО. АНО, как представляла отчеты по всем 20 домам в течении 7 лет в инспекцию налоговой службы города, так и предоставляет по настоящее время. А так как дома находятся в трех разных районах города, то налоговые инспекции двух других городских районов требуют предоставления пустых бланков отчетов по месту регистрации домов, а это стоит немалых денег и очень объемно, т.к. предоставляемых форм отчетности очень много.
Согласно приказа Минфина N 24н от 7 февраля 2006 года налогоплательщики, не имеющие финансовой деятельности, не обязаны сдавать пустые бланки отчетности.
РќР° основании РІС‹С?еизложенного РїСЂРѕСЃРёРј Вас дать разъяснение:
— обязательно ли предоставлять пустые бланки отчетов ежеквартально или можно письменно сообщить Рѕ том, что РўРЎР– РЅРµ ведет финансово-хозяйственную деятельность, РЅРµ имеет расчетного счета, РЅРµ имеет С?татных единиц, С‚.Рµ. РЅРµ имеет объектов бухгалтерского учета, Р° так же РїРѕ окончании РіРѕРґР° представить Р¤1 (бухгалтерский баланс) Рё Р¤2 (прибыль Рё убыток) РїРѕ всем РўРЎР–. Согласно РќРљ Р Р¤ налогоплательщиками Рё плательщиками СЃР±РѕСЂРѕРІ признаются организации, РЅР° которых возложена обязанность уплачивать налоги Рё СЃР±РѕСЂС‹ (СЃС‚. 19 РќРљ Р Р¤). РќРµ имея объектов бухгалтерского учета, РўРЎР– РЅРµ являются налогоплательщиками Рё плательщиками СЃР±РѕСЂРѕРІ Рё отчетность таких РўРЎР– теряет смысл.
Ответ: Р’ Департаменте налоговой Рё таможенно-тарифной политики рассмотрено РІР°С?Рµ РїРёСЃСЊРјРѕ <....> Рё сообщается следующее.
В подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 7 информационного РїРёСЃСЊРјР° Президиума ВысС?его Арбитражного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17.03.2003 N 71 отсутствие Сѓ налогоплательщика РїРѕ итогам конкретного налогового периода СЃСѓРјРјС‹ налога Рє уплате само РїРѕ себе РЅРµ освобождает его РѕС‚ обязанности представления налоговой декларации (статья 80 Кодекса) РїРѕ данному налоговому периоду, если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено законодательством Рѕ налогах Рё сборах. Р’ силу РЅРѕСЂРјС‹ пункта 1 статьи 80 Кодекса обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию РїРѕ тому или РёРЅРѕРјСѓ РІРёРґСѓ налога обусловлена РЅРµ наличием СЃСѓРјРјС‹ такового налога Рє уплате, Р° положениям закона РѕР± этом РІРёРґРµ налога, которыми соответствующее лицо отнесено Рє числу плательщиков данного налога.
В соответствии с пунктом 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
Также сообщаем, что проектом федерального закона N 181057-4 «Рћ внесении изменений РІ часть первую Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ осуществлением мер РїРѕ соверС?енствованию налогового администрирования», принятым РІ первом чтении Государственной Думой Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 7 октября 2005 Рі., предусматривается право налогоплательщика РїСЂРё отсутствии финансово-хозяйственной деятельности представлять РІ налоговые органы вместо налоговых деклараций уведомления РїРѕ упрощенной форме.
01.02.1996 РіРѕРґР° РўРЎР– было зарегистрировано РІ регистрационной палате РіРѕСЂРѕРґР° Рё ему был присвоен ОГРН налоговой службой РІ РўРЎР– РІ течении 1998 — 1999 РіРі. были приняты РІ эксплуатацию 20 РґРѕРјРѕРІ (без образования РЅР° РЅРёС… самостоятельных юридических лиц). Дома расположены РІ различных районах РіРѕСЂРѕРґР°, РїСЂРё этом отчеты РўРЎР– РїРѕ всем домам представляло РїРѕ месту своей регистрации РІ инспекцию налоговой службы.
РЎ вступлением РІ силу 01.03.2005 РіРѕРґР° РЅРѕРІРѕРіРѕ Р–Рљ Р Р¤ Рё, согласно раздела VI главы 13 СЃС‚. 135, 136, собственники помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ СЂРµС?ением общего собрания должны принять СЂРµС?ение Рѕ создании Товарищества собственников жилья. Р?СЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, РЅР° всех домах были созданы самостоятельные юридические лица — Товарищества собственников жилья, которые РїСЂРѕС?ли положенную государственную регистрацию Рё были зарегистрированы налоговыми органами тех районов, РіРґРµ РѕРЅРё расположены. Р’ это же время РўРЎР– было переименовано РІ Автономную некоммерческую организацию.
Собственники помещений (ТСЖ) согласно раздела VIII гл. 14 ст. 161 п. 2 ЖК РФ обязаны были выбрать способ управления домом, а именно: управлять домом самостоятельно или отдать управление управляющей компании, т.е. АНО. Все 20 домов, не открывая расчетных счетов, заключили согласно ст. 162 ЖК РФ Договора управления с АНО. АНО, как представляла отчеты по всем 20 домам в течении 7 лет в инспекцию налоговой службы города, так и предоставляет по настоящее время. А так как дома находятся в трех разных районах города, то налоговые инспекции двух других городских районов требуют предоставления пустых бланков отчетов по месту регистрации домов, а это стоит немалых денег и очень объемно, т.к. предоставляемых форм отчетности очень много.
Согласно приказа Минфина N 24н от 7 февраля 2006 года налогоплательщики, не имеющие финансовой деятельности, не обязаны сдавать пустые бланки отчетности.
РќР° основании РІС‹С?еизложенного РїСЂРѕСЃРёРј Вас дать разъяснение:
— обязательно ли предоставлять пустые бланки отчетов ежеквартально или можно письменно сообщить Рѕ том, что РўРЎР– РЅРµ ведет финансово-хозяйственную деятельность, РЅРµ имеет расчетного счета, РЅРµ имеет С?татных единиц, С‚.Рµ. РЅРµ имеет объектов бухгалтерского учета, Р° так же РїРѕ окончании РіРѕРґР° представить Р¤1 (бухгалтерский баланс) Рё Р¤2 (прибыль Рё убыток) РїРѕ всем РўРЎР–. Согласно РќРљ Р Р¤ налогоплательщиками Рё плательщиками СЃР±РѕСЂРѕРІ признаются организации, РЅР° которых возложена обязанность уплачивать налоги Рё СЃР±РѕСЂС‹ (СЃС‚. 19 РќРљ Р Р¤). РќРµ имея объектов бухгалтерского учета, РўРЎР– РЅРµ являются налогоплательщиками Рё плательщиками СЃР±РѕСЂРѕРІ Рё отчетность таких РўРЎР– теряет смысл.
Ответ: Р’ Департаменте налоговой Рё таможенно-тарифной политики рассмотрено РІР°С?Рµ РїРёСЃСЊРјРѕ <....> Рё сообщается следующее.
В подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 7 информационного РїРёСЃСЊРјР° Президиума ВысС?его Арбитражного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17.03.2003 N 71 отсутствие Сѓ налогоплательщика РїРѕ итогам конкретного налогового периода СЃСѓРјРјС‹ налога Рє уплате само РїРѕ себе РЅРµ освобождает его РѕС‚ обязанности представления налоговой декларации (статья 80 Кодекса) РїРѕ данному налоговому периоду, если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено законодательством Рѕ налогах Рё сборах. Р’ силу РЅРѕСЂРјС‹ пункта 1 статьи 80 Кодекса обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию РїРѕ тому или РёРЅРѕРјСѓ РІРёРґСѓ налога обусловлена РЅРµ наличием СЃСѓРјРјС‹ такового налога Рє уплате, Р° положениям закона РѕР± этом РІРёРґРµ налога, которыми соответствующее лицо отнесено Рє числу плательщиков данного налога.
В соответствии с пунктом 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
Также сообщаем, что проектом федерального закона N 181057-4 «Рћ внесении изменений РІ часть первую Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ осуществлением мер РїРѕ соверС?енствованию налогового администрирования», принятым РІ первом чтении Государственной Думой Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 7 октября 2005 Рі., предусматривается право налогоплательщика РїСЂРё отсутствии финансово-хозяйственной деятельности представлять РІ налоговые органы вместо налоговых деклараций уведомления РїРѕ упрощенной форме.
Заместитель директора Департамента таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
Рђ.Р?. Р?ванеев
Рђ.Р?. Р?ванеев