Любая успешно развивающаяся компания рано или поздно сталкивается с необходимостью расширения рынка сбыта. Процесс «освоения»новых территорий непрост и требует тщательной подготовки и продуманности. А если на кону возможность применения упрощенной системы налогообложения, придется, как говорят, семь раз отмерить.?
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса, организации, имеющие филиалы или представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В случае открытия подобных дополнительных офисов фирма обязана перейти на общий налоговый режим? с начала того отчетного периода, в котором произошло такое событие (п. 4 ст. 346.13 НК). Однако это вовсе не означает, что «упрощенец» должен загнать себя в рамки одного адреса и не сметь расширяться. Все дело в том, что понятие «обособленное подразделение» несколько шире понятия «филиал» или «представительство» и не исчерпывается этими «подвидами». Разберемся поподробнее.?
Такие разные «обособленцы»
В соответствии с Налоговым кодексом обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от фирмы подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные (на срок более одного месяца) рабочие места (п. 2 ст. 11 НК). При этом дополнительный офис признается обособленным подразделением вне зависимости от того, отражено или нет его создание в учредительных документах компании. Не имеют в данном случае значения и те полномочия, которыми наделяется «обособленец».
А вот? определения терминов «филиал» и «представительство» Налоговый кодекс не дает, следовательно, руководствоваться необходимо теми значениями данных понятий, которые приводятся в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 11 НК). Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 55 Гражданского кодекса:
– представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
– филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их организации и действуют на основании утвержденных ею положений. Руководители подобных подразделений назначаются головной фирмой и действуют на основании ее доверенности. Кроме того, факт открытия филиала или представительства должен быть зафиксирован в учредительных документах создавшей их компании.
Таким образом, хотя гражданское законодательство и не предусматривает создание каких-либо иных видов обособленных подразделений помимо филиала или представительства, зато это вполне допускается Налоговым кодексом. Очевидно, что не всякий дополнительный офис, созданный в соответствии с положениями статьи 11 Кодекса, будет соответствовать требованиям, которые предъявляются к филиалу или представительству. А запрета на применение «упрощенки» фирмами, имеющими обособленное подразделение в налоговом законодательстве нет. Ограничения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, на данную ситуацию уже не распространяются. Следовательно, «упрощенец» может с легкой душой создавать обособленные подразделения, не боясь «слететь» со спецрежима, главное, чтобы они не имели статуса представительства или филиала. Такая точка зрения соответствует и официальным разъяснениям Минфина (письмо от 18 января 2008 г. № 03-11-02/5, от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/304).
Учредительные тонкости
Правда, в письме от 25 января 2008 г. № 03-11-04/2/6 финансисты несколько сузили выведенное выше правило. В частности, они указали, что фирма не теряет права на применение «упрощенки» лишь в том случае, если ее обособленное подразделение не указано в качестве такового в учредительных документах. Между тем представляется, что факт внесения в такие документы сведений о созданном «обособленце» еще не превращает его в филиал или представительство. Кроме того, ни гражданское, ни налоговое законодательство не запрещает отражать в учредительных бумагах подобную информацию. Следовательно, даже если данные о подразделении отражены в уставных документах, но оно не является ни филиалом, ни представительством, компания не теряет права на применение упрощенной системы налогообложения.
Вместе с тем действует и обратное правило, которое особо важно учитывать фирмам на УСН, имеющим обособленное подразделение. Оно заключается в следующем. Если открытый обществом дополнительный офис по сути выполняет функции филиала или представительства, то даже отсутствие указаний на его наличие в учредительных документах не спасет «дочку» от наделения подобным статусом. В этом случае и отказ налогоплательщику со стороны налоговиков в применении «упрощенки» не за горами.
Непредвиденные последствия
Допустим, в силу тех или иных обстоятельств компания все же решила открыть именно филиал или представительство и даже готова ради этого перейти на общий режим налогообложения. Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть в данном случае? И тем не менее.
Так, некая фирма на УСН, поспешила с созданием филиала. Открыв и зарегистрировав подразделение, она посчитала, что уже утратила право на применение спецрежима. В соответствии пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса подала в налоговую декларацию по НДС за второй квартал 2006 года. Однако контролеры по результатам камеральной проверки доначислили компании налог и привлекли общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса. Свое решение ревизоры аргументировали тем, что фирма не является плательщиком НДС, следовательно, налог предъявлен ею к вычету неправомерно.
Компания попыталась доказать свою правоту в суде, однако арбитры поддержали решение налоговиков. Дело в том, что фактической деятельности филиал на тот момент не осуществлял. В связи с этим служители Фемиды посчитали, что у общества отсутствовало право перехода на общую систему налогообложения. Кроме того, судьи указали, что при таких обстоятельствах нарушен и общий порядок перехода на ОСН. Ведь «упрощенец» вправе сменить режим налогообложения только с начала нового календарного года, уведомив об этом свою инспекцию не позднее 15 января этого года.